ISSN 2409-7616

Павлова И.В., Потапов А.А.

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.17

УДК 37.062

Павлова И.В.1 (Казань, Россия) — E-mail: ipavlova@list.ru, Потапов А.А.1 (Казань, Россия) — E-mail: aapot@ya.ru

1ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»

Аннотация. Актуальность данной работы обусловлена современными тенденциями модернизации образовательного процесса, необходимостью преемственности лучших традиций отечественной системы образования в системе «школа-вуз». Также безусловно важна психологическая готовность школьников к выбору будущей профессии и расширение представления об особенностях профессий и сфер их деятельности. Цель настоящей статьи — рассмотреть профориентацию, как элемент непрерывного образования, показать необходимость оптимизации профориентационной работы в школе. В статье представлены основные формы и методы профориентационной деятельности, нацеленные на привлечение наиболее способных абитуриентов и создание условий для качественной подготовки к поступлению в инженерный вуз. Приводится опрос школьников профильного класса одной из школ города Казани о достоинствах и недостатках профориентационной работы в системе школа-инженерный вуз. Авторы пришли к выводу, что несмотря на большое количество отечественных и зарубежных исследований, посвящённых проблемам профориентации, и на большое количество рекомендаций, результаты данных исследований и данные рекомендации мало внедряются в практику. Было выяснено, что на последнем году обучения в средней школе лишь 40% будущих выпускников смогло определиться с будущей профессией и местом дальнейшей учёбы. Большинство старшеклассников плохо представляют, чем хотят заниматься и куда пойти учиться дальше. Авторами был разработан опросник и проведён опрос для обучающихся в профильном классе гимназии г. Казани о профориентационных мероприятиях, в которых были задействованы данные старшеклассники. На основании данного опроса сделан вывод о необходимости модернизации и оптимизации профориентационной работы в подшефной гимназии. Выяснено, что необходимо сделать упор на индивидуальные методы работы со старшеклассниками: тренинги по профессиям, личные беседы с психологом о профессиональных предпочтениях, встречи с людьми интересующих профессий.

Ключевые слова: профориентационные мероприятия, непрерывное образование, профессия, довузовская подготовка, преемственность обучения.

Литература:

  1. Баканова А.А. Анализ моделей профориентационной работы со школьниками: зарубежный и отечественный опыт // Калининградский вестник образования. — 2021. — №1. — С. 3-10. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=45486918
  2. Бекоева М.И. Основные направления профориентационной деятельности в современной общеобразовательной школе // Балтийский гуманитарный журнал. — 2016. — №4 (17). — С. 159-162. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=28278416
  3. Задорожная Н.В., Могильная Д.А. Квест как форма профориентационного занятия (из опыта работы ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего») // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — №2 (22). — С. 102-106. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39163791
  4. Курбатова А.С., Приятелева М.К., Морозова Н.Н. Организация профориентационной работы в процессе непрерывного образования // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — Т.8, №3. — C. 9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43919914
  5. Павлова И.В., Потапов А.А. Входной контроль знаний студентов как основа дифференциации содержания химического образования // Управление устойчивым развитием. 2019. —  № 3 (22). — С. 96-100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41285607
  6. Паринова Г.К., Цикунов С.Ю., Шубина Е.В. Продуктивное образование в профориентационной работе // Профессиональная ориентация. — 2017. — №1. — С. 165-171. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29426727
  7. Паскарь В. С. Современные формы профориентационной работы в ВУЗах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 27. — С. 64–68.  URL: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29333335
  8. Резапкина Г.В. Тренды профориентации // Народное образование. — 2016. — №9-10 (1459). — С. 150-153. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29040897
  9. Сардушкина Ю.А. Повышение эффективности профориентационной работы среди учащихся старших классов в системе профилизации школы // Вестник ЧГПУ. — 2011. — №6. — С. 126-132. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16543952
  10. Хилько А. А., Филимонюк Л. А. Проектирование современных форм профориентационной работы // Мир науки, культуры и образования. — 2020. — №1 (80). — С. 91-93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42507475
  11. Barabanova S.V., Nikonova N.V., Pavlova I.V., Shagieva R.V., Suntsova M.S. Using active learning methods within the andragogical paradigm. // Advances in Intelligent Systems and Computing. — 2020. — Vol. 1134. — P. 566-577. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-40274-7_54
  12. Bellenberg G., & Im Brahm G. Reduction of Selection and Transition Barriers // In G. Quenzel, & K. Hurrelmann, (Eds.), Educational Losers Wiesbaden: VS Publisher for Social Sciences, 2010. — P. 517-535. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-531-92576-9_24
  13. Frey, A., Balzer, L., & Ruppert, J. J. Transferable Competences of Young People with a High Dropout Risk in Vocational Training in Germany // International Journal for Educational and Vocational Guidance. — 2014. — Vol. 14. — P. 119-134. DOI: https://doi.org/10.1007/s10775-013-9257-8
  14. Rafajac, O. Analysis of youth professional orientation in the republic of Croatia // Zbornik Veleučilišta u Rijeci.– 2019. Vol.7, № 1. — P. 163-183. DOI: https://doi.org/10.31784/zvr.7.1.8
  15. Ulrich A., Frey A., Ruppert J. The Role of Parents in Young People’s Career Choices in Germany // Psychology. — 2018. – Vol. 9, № 8. — P. 2194–2206. DOI: https://doi.org/10.4236/psych.2018.98125

Библиографическая ссылка:

Павлова И.В., Потапов А.А. Оптимизация профориентационной работы в школе // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С.176-182. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.17