ISSN 2409-7616

Махрина Е.А., Джереджа А.Н.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.16

УДК 37.012:159.316.624

Махрина Е.А.1 (Севастополь, Россия) — Е-mail: machrina_lena@mail.ru, Джереджа А.Н.2 (Таганрог, Россия) — Е-mail: Antonmkhp@yandex.ru

1Гуманитарно-педагогический институт, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

2Таганрогский Институт им. А.П. Чехова

Аннотация.Цель данного исследования выявление социально-психологических факторов, влияющих на развитие агрессивного поведения девиантных подростков. В статье приводятся результаты исследования по данной проблеме, рассмотрены социально-психологические факторы, влияющие на агрессивное поведение девиантных подростков. В исследовании принимали участие две группы подростков, первая группа состояла из несовершеннолетних, учащиеся в средней школе № 16 для трудных детей, вторая из учащихся средней школы № 35. В результате проведенной исследовательской работы, было выявлено, что социально-психологические факторы оказывают значительное влияние на формирование агрессивного поведения девиантных подростков, так как учащиеся специальной школы, находятся в сложной для них обстановки, что и вызывает проявление агрессивного поведения. В качестве рекомендаций: выступает системная и целенаправленная социально-педагогическая деятельность по организации и проведению профилактических и коррекционных мероприятий с девиантными подростками. Работа должна строиться по нескольким направлениям: а) индивидуальная, групповая; б) коррекционная: с участием специалистов (социальный педагог, социальный психолог, др.); в) профилактическая, включает: приобщение подростков к культурному наследию (посещение театра и выставок, просмотр фильмов, др.); включение подростков в социально значимые мероприятия школы, района, города, страны.

Ключевые слова: девиантное поведение, агрессивное поведение, социально-психологические факторы, подростки.

Литература:

  1. Андрианова Р.А. Социально-педагогическая поддержка молодежи как ресурс преодоления экстремизма в молодежной среде // В сборнике: Научные исследования проблем детства, воспитания, социализации: актуальные аспекты, теоретические и методические основы. – М.: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2018. – С. 104-117. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36861872
  2. Богомолова Р.М., Кожевникова Т.И., Введенская Т.В. Воспитательное пространство, воспитательная система как эффективные механизмы воспитания личности // Современное образование: традиции и инновации. – 2016. – № 4. – С. 44-51. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28402715
  3. Булатников А.Н., Зарецкий В.В. Семейная реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами: этап индивидуальных психолого-педагогических коррекционных воздействий // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. — С. 486-501. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.42
  4. Булатников А.Н. Основные проблемы психолого-педагогической коррекции в процессе реабилитации детей и подростков // Профилактика зависимостей. — 2015. — №4. — С. 77-80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25066050
  5. Васильева О.М., Ханбекова Н.В., Киселева С.Е., Никитина Л.К. Структура оказания многопрофильной помощи детям с аддиктивным поведением // Достижения науки и образования. — 2019. — №1(42). — С. 82-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36873724
  6. Гусова А.Д., Дубова Е.В., Ряшина В.В. Изучение и профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний у современных подростков в ходе разработки культурно-образовательных проектов // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2018. — № 3. — С. 75-81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36272116
  7. Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция: матер. всерос. науч.-практ. конф. (Саратов, 1991 г.); ред.-сост.: В.А. Иванников и др. — М.: Изд-во МАИ, 1992. – 103 с.
  8. Духовность и социальное служение. Ценностный мир российской молодежи: коллективная монография: в 3 т. Т. 1 / Т.К. Ростовская, А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, др.; под общ. ред. Т.К. Ростовской, А.М. Егорычева. — М.: Перспектива, 2018. — 296 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35216662
  9. Егорычев А.М. Нравственность как основа отечественного социального воспитания подрастающего поколения (социально-исторический анализ) // Профилактика зависимостей. — 2016. — № 1 (5). — С. 38-45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26139697
  10. Канарейкина Т.А., Селиверстова Е.Н. Особенности детско-родительских взаимоотношений в семьях воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа // Наука и образование: новое время. 2018. — Т. 1, № 2(18). — С. 91-99.
  11. Кобылкин Р.А. Трансформация ценностных установок в отношении молодежи к труду: философский анализ // Logos et Praxis. — 2019. — Т.18, № 1. — С. 35-40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38214677
  12. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учебное пособие для студентов. — М.: Перспектива, 2016. — 120 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27237709
  13. Мещеряков Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. — М., 2002. — 637 с.
  14. Никулина Н.Н. Развитие идей системного подхода в современных воспитательных концепциях // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. — 2017. —  № 30 (49). — С. 59-69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32247376
  15. Образование и педагогика: современные тренды: монография. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. — 124 с.  DOI: 10.31483/a-176  
  16. Полтавцева А.О. Молодежные девиации в Приморье // Социологические исследования. — 2003. — № 4. — С. 135-138. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17299596
  17. Хухлаева О.В., Кирилина, Т.Ю., Федорова, О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. — М.: Апрель-Пресс, 2000. — 222 с. ISBN 5-04-006109-9
  18. Цихончик Н.В. Рискологический анализ молодежной среды в контексте задач социальной работы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. – № 3 (20). – С. 378-381. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30101907
  19. Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска в системе профилактики девиантного поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2002. — № 2. — С. 41-57.

Библиографическая ссылка:

Махрина Е.А., Джереджа А.Н. Социально-психологические факторы, влияющие на развитие агрессивного поведения девиантных подростков // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С.167-175. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.16