ISSN 2409-7616

Хизбуллина Р.З., Тельнова Т.П., Литвинова С.А., Музафаров Р.Р., Магасумов Т.М.

РОЛЬ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.10

УДК 37.012

Хизбуллина Р.З.1 (Уфа, Россия) — E-mail: hizbullina@yandex.ru, Тельнова Т.П.1 (Уфа, Россия) — E-mail: telnova-tp@yandex.ru, Литвинова С.А.1 (Уфа, Россия) — E-mail: ivanovasva@mail.ru, Музафаров Р.Р.1 (Уфа, Россия) — E-mail: muzafarov-radif@mail.ru, Магасумов Т.М.1 (Уфа, Россия) — E-mail: timur_mag@mail.ru

1ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

Аннотация. В данной статье отмечается, что специфика географии как школьного предмета заключается в том, что одним из условий его усвоения является наличие у школьников умений использовать знания о своем крае, своей местности для расширения закрепления имеющихся знаний. Использование краеведческих знаний обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает ученика такими важными умениями, как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических данных, интернет-источников. Краеведческие работы помогают воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности, а также способствуют качественному обучению географии. Так же в статье показана роль краеведческого принципа обучения в формировании географических знаний школьников. Отмечается, что краеведческий материал должен содержать как физико-географические, так и экономико-географические знания, должен соответствовать программным требованиям и способствовать более глубокому и прочному усвоению учащимися основных географических понятий. Используются аналитические выкладки по результатам работ учащихся. Особый акцент делается на активизацию деятельности школьников, например, приводятся варианты организации работы с учащимися по изготовлению самодельных пособий, создаваемых ими по материалам экскурсий и практических работ на местности. Показываются возможности использования краеведческих знаний, как в преподавании вопросов, касающихся изучения природы, так и экономики. Рассматривается роль экскурсионных наблюдений для создания проблемных ситуаций, при изучении темы «Географии сельского хозяйства Российской Федерации» и даются рекомендации отдельно для сельских и городских школ. Также отмечается, что изучение сельскохозяйственного производства может быть организовано разными методами: наблюдениями, накоплением познавательного опыта, анализом и составлением диаграмм.

Ключевые слова: краеведение, экономическая география, педагогика, школьное образование, экскурсии.

Литература:

  1. Адельмурзина И.Ф., Тельнова Т.П., Хизбуллина Р.З., Чернина-Яхнюк Д.И. Организация активной мыслительной деятельности учащихся на уроках географии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. — 2018. — Т. 20, № 6. — С.22-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37094830
  2. Бахчиева О.А. Педагогический потенциал краеведения в процессе формирования духовно-нравственных ценностей будущего специалиста // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С.963. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22878179
  3. Браславська О.В., Рожи И.Г. Значение краеведческо-туристической работы в школе // Естественно-гуманитарные исследования. — 2015. — №1(7). — С.55-59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23024161
  4. Васильев Г.Н. Организация внеклассной работы по краеведению // Исследователь/Researcher. — 2014. — №1-2. — С.70-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38309231
  5. Винокурова Н.Ф., Бадьин М.М., Бадьина О.Н. Изучение географического краеведения в школе средствами информационно-коммуникативных технологий // Вестник Мининского университета. — 2014. — № 2(6). — С.13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21815304
  6. Гайсина Р.С. Современные технологии краеведческого образования в начальной школе // Концепт. — 2014. — №5. — С.1-6.
  7. Гусаров М.А. Сложности преподавания краеведения в средней общеобразовательной школе // Современные технологии в мировом научном пространстве. — Уфа: Аэтерна, 2016. — С. 36-38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29227805
  8. Гучетль А.А. Краеведение и туризм – школа воспитания // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. — 2017. — № 4. — С.39-45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32544963
  9. Кубединова Э.Ш. Организация внеурочной деятельности по краеведению в начальной школе // Перспективы развития науки и образования. — Москва: Туголуков А.В., 2016. — С. 76-78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25712118
  10. Любичанковский С.В. Эволюция места исторического краеведения в советской школе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Исторические науки. — 2020. — Т. 2, №1 (5). — С.64-70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42955073
  11. Митина А.А. Проектирование и реализация краеведения в сельской общественно-активной начальной школе на основе технологического подхода. Диссертация на соиск. уч. ст. кандидата педагогических наук.  13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования.  – Барнаул, 2011. — 282 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19250316
  12. Санарова Т.А. Краеведческий поход выходного дня как форма краеведческой деятельности в школе // Science Time. — 2015. — №11(23). — С.493-497. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25101324
  13. Торков С.Е. Особенности проектирования курса географического краеведения при реализации исследовательской деятельности учащихся средней школы // Научный поиск. — 2012.  — №2(6).  — С. 19-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19413119
  14. Фадеева О. В. Использование элементов краеведения на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе // Концепт.   — 2016. — №6. — С.74-81. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26212063
  15. Фортуна С.А. Роль краеведения в школьном образовании // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. — 2013.  — №1. — С.147-150. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22735098
  16. Хвостова Т.В. Краеведение образования в современной школе: необходимость и возможность // Исследователь/Researcher. — 2020. — № 2. — С.220-232. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43101684
  17. Хоменко А.В. Организация туристско-краеведческой деятельности детей в условиях развития современного образовательного учреждения // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. — 2013. — №3. — С.67-78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22760213

Библиографическая ссылка:

Хизбуллина Р.З., Тельнова Т.П., Литвинова С.А., Музафаров Р.Р., Магасумов Т.М. Роль краеведческого материала в активизации познавательной деятельности учащихся при обучении географии // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С.102-115. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.10