ISSN 2409-7616

Старовойтова Л.И.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.09

УДК 371

Старовойтова Л.И.1 (Москва, Россия) — E-mail: starovojtova@list.ru

1Российский государственный социальный университет

Аннотация. Представленная статья анализирует особенности формирования вхождения в профессию студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа». Профессиональное становления специалиста представляет длительный динамически развивающийся поэтапный процесс, протекающий на протяжении всего периода профессионального становления и развития личности, но особенно интенсивен этот процесс в годы обучения в ВУЗе. Профессионально-социальная деятельность будущих специалистов социальной сферы в соответствии с требованиями, предъявляемыми современным социумом, предполагает формирование у них ценностного отношения к данному виду деятельности, являющемуся интегральным качеством личности студента, будущего профессионала в социальной сфере и обеспечивающему эффективность процесса профессионально-социальной подготовки, что оказывает существенное влияние на формирование профессионального становления будущего специалиста в системе непрерывного социального образования. Отмечаются особенности процесса профессиональной подготовки в современном социальном университете, которые понимаются как раскрытие перед студентами своеобразия труда в социальной сфере как в учебной, научно-исследовательской, так и социально-воспитательной, осознанного отношения к себе, деятельности, профессии, привитие психологической культуры просоциального поведения, готовности к труду в социальной сфере, творческого подхода к профессиональному развитию. Автор считает, что одной из важнейших задач высшего образования должна выступать не только возможность получения новых качественных знаний, а также задача воспитания личности, готовой к самостоятельным решениям и способной самоопределению себя в профессиональной среде. Высшее образование, должно выступать «проводником» между студентом и профессиональной сферой деятельности, то есть подготавливать его к роли специалиста, а также создавать необходимые условия, при которых профессиональное становление студентов будет проходит наиболее благоприятно и эффективно.

Ключевые слова: профессиональное становление, образование, воспитание, ценностные ориентации, компетентностный подход.

Литература:

  1. Андреев В.И.  Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013. — 499 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19960546
  2. Аришина Э.С., Старовойтова Л.И. Социальная модель непрерывного социального образования: монография. — М.: Российский государственный социальный университет, 2009. — 144 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22329246
  3. Беганцова И.С., Завражнов В.В., Щелина Т.Т. Психолого-педагогическое обеспечение профессионального самоопределения современных студентов: проблемы, подходы, технологии // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — №7. — С. 158-164.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18821427
  4. Бильданова В.Р., Гришанина Э.Д. Профессиональные ценностные ориентации студентов // Международный журнал экспериментального образования. —  2014. — № 6-1. —  С. 79а. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21477214
  5. Гехт И.А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе // Отечественный журнал социальной работы. —  2011. — №1. — С. 160-171. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21009067
  6. Глебова Г.Ф., Грачёва Ю.В. Исследование проблем и условий оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов (из опыта Смоленского государственного университета) // Непрерывное образование: XXI век. — 2015. — №2 (10). — С.48-67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23730437
  7. Горб В. Г. Компетентностный подход в высшем образовании: проблемы и решения // Вопросы управления. — 2018 — №6(55). — С. 216-223с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36816330
  8. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Отношение молодежи к образованию как фактор повышения эффективности подготовки высококвалифицированных кадров // Социологические исследования. — 2012. — №8. — С. 103-111. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17912681
  9. Осипов П. Н. Профессиональное самоопределение студентов как социально-педагогическая проблема // Вестник Казанского технологического университета. — 2011. — №5. — С. 237-242. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16146965
  10. Осипов П.Н. Критерии и показатели готовности личности к профессиональному самоопределению // Ориентация воспитания на саморазвитие интеллигентности и конкурентоспособности личности: матер. XIX Всероссийской научной конф. — Казань: ЦИТ, 2009. — С. 287-291. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20067412
  11. Пашкевич А.В. Основы проектирования социально-педагогических условий профессионального самоопределения студентов бакалавриата // Вестник ЧГПУ. — 2009. — №11-2. — С.119-130. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23133625
  12. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, Т.К. Ростовская, Л.И. Старовойтова, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2019.  — 352 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41222164
  13. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества: контекст профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, Л.И. Старовойтова, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2020. — 378 с. ISBN: 978-5-7139-1404-2
  14. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Концепция развития непрерывного образования в техническом ВУЗе как многоуровневом образовательном комплексе // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — №1. — С. 1. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21450977
  15. Старовойтова Л.И. Социальное профессиональное образование в современной системе образования // ЦИТИСЭ. — 2017. — №4(13). — С. 15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32336964
  16. Старовойтова Л.И., Козловская С.Н., Шимановская Я.В. Ресурсы и факторы инновационного развития подготовки специалистов социальной сферы в России // Человеческий капитал. — 2014. — № 11 (71). — С. 16–20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22838392
  17. Черникова Т.А. Барьеры профессионального саморазвития студентов в обучении педагогики // Образование и саморазвитие. — 2010. — № — 4(20). — С. 16-20.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17901063
  18. Энциклопедия социальных практик поддержки пожилых людей в Российской Федерации / под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. — М.: Дашков и К, 2016. — 551 с.  ISBN 978-5-394-02569-3
  19. Ядвиршис Л.А. Профессиональное самоопределение социального педагога в образовательном процессе ВУЗа // Вестник Брянского государственного университета. — 2012. — №1-1. — С. 184-187. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17957201

Библиографическая ссылка:

Старовойтова Л.И. Профессиональное становление студентов в системе профессионального социального образования: факторы формирования // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С.92-101. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.09