ISSN 2409-7616

Шляпина С.Ф.

ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ НАСИЛИЮ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.03

УДК 378.046.4

Шляпина С.Ф.1 (Тюмень, Россия) — E-mail: s.f.shlyapina@utmn.ru

1Тюменский государственный университет

Аннотация. В статье рассматривается вопрос проявления педагогического насилия в современном образовании, дается понятие педагогического насилия, его видов, проявлений в поведении обучающихся. Кроме того, в статье рассмотрены такие понятия как: авторитарное педагогическое насилие, «просьюмер» или «творческий потребитель», «цифровая мудрость». Автор исследует, как влияет на возможности проявления педагогического насилия внедрение новых образовательных цифровых технологий, когда учащимся предоставляется выбор в виде индивидуальных образовательных траекторий, элективов, массовых открытых онлайн-курсов. Когда так широк спектр мультимедийного и интерактивного учебно-методического обеспечения, учебный процесс организуется посредством электронной образовательной среды, а все письменные и онлайн-коммуникации между педагогами и обучающимися фиксируются. В статье приведены результаты изучения удовлетворенности студентов учебным процессом, реализуемом с применением онлайн-обучения и дистанционных технологий, коммуникациями с педагогами, возможности их влияния на учебный процесс. В исследование были включены такие параметры как: качество введения в электронный курс, разнообразие видов электронный учебных материалов, полнота и соответствие электронных материалов теме курса, удобство формата и разметов загружаемых файлов, информативность и удобство навигации, соответствие тестовых заданий содержанию курса, понятность и корректность тестовых заданий,  качество контактных форм работы с преподавателем, разнообразие применяемых им методов, своевременность обратной связи, качество организации вебинаров, качество наглядного материала, а также возможность влияния обучающихся на качество обучения.Автором сделаны выводы о том, что новая образовательная среда в некоторой степени позволяет, если не избежать возникновения педагогического насилия, то значительно уменьшить шансы его появления, что обеспечивается прозрачностью учебного процесса.

Ключевые слова: педагогическое насилие, взаимодействие участников учебного процесса, удовлетворенность качеством образования, цифровое образовательное пространство, электронное (онлайн) обучение и дистанционные технологии, электронная информационно-образовательная среда.

Литература:

  1. Виштак О. В., Кондратов Д. В. Комплексный подход к созданию электронных образовательных ресурсов // Universum: психология и образование. — 2014. — №2 (3). — С.7. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21141787
  2. Врачинская Т.В. Феномен насилия в педагогическом конфликте дореволюционной России // Гуманизация образования. — 2010. — №1. — С.8-14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15236790
  3. Ганузин В. М. Синдром педагогического насилия как форма дидактогении // Медицинская психология в России. — 2013. — №5 (22). — С. 17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35000558
  4. Голубь М. С. Модель педагогического предупреждения виктимизации и насилия над подростками // Общество: социология, психология, педагогика. — 2018. — №5. С.104-107. DOI: doi.org/10.24158/spp.2018.5.19
  5. Зайцева О.В. Формирование электронных образовательных ресурсов // Образовательные ресурсы и технологии. – 2016. — №4(16). — С. 21-27. DOI:10.21777/2312-5500-2016-4-21-27
  6. Закиева Р.Р. Образовательный менеджмент // Профессиональное образование в современном мире. — 2018. — Т. 8, № 2. — С.1836-1843. DOI:https://doi.org/10.15372/PEMW20180211
  7. Заславская О.Ю. Принципы формирования содержания образовательного электронного ресурса // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. — 2017. — №3. — C.309-316. DOI : https://doi.org/10.22363/2312-8631-2017-14-3-309-316
  8. Ибрагимова Л.А., Скобелева И.Е. Электронные образовательные ресурсы как важный элемент обеспечения качественной подготовки будущих специалистов среднего звена // Вестник Нижневартовского государственного университета. — 2017. — №3. — С. 16-20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30029443
  9. Ковалева Е. А. Личностные предпосылки проявления насилия в педагогической деятельности // Вестник Донецкого педагогического института. — 2017. — №1. — С. 206-212. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32833201
  10. Ковалёва Е. А. Педагогическое насилие, его причины и способы преодоления // Психология человека в образовании. — 2019. — №2. — С. 146-157. DOI: doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-146-157
  11. Краснова Г.А., Можаева Г.В. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации. — Томск: Издательский дом Томского государственного университета,  2019. — С. 199.
  12. Варианты включения дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в учебный процесс вуза // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — №5. — С. 311. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30458114
  13. Кэмпбелл С. Ремесленный потребитель. Культура, ремесло и потребление в постмодернистском обществе // Журнал потребительской культуры. — 2005. — № 1. — С. 23-42. DOI: doi.org/10.1177/1469540505049843
  14. Николаева Е. М. Организация образовательного процесса в условиях новомедийного пространства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. — 2017. — Т.17 (вып. 2) – С.162-166. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-2-162-166
  15. Пренски М. Х. Цифровой человек: от цифровых иммигрантов и цифровых аборигенов к цифровой мудрости // Инновации: Журнал онлайн обучения. – 2009. — Т. 5, Вып. 3. — С. 11.
  16.  Шляпина С.Ф. Технологии электронного обучения в высшей школе // Сибирский учитель. — 2016. — № 3 (106). — С. 12-15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27156128
  17. Четвертакова С. Н. Интернет-ресурсы для создания электронных образовательных ресурсов по информатике // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — №61-2. — С. 235-238. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36667758

Библиографическая ссылка:

Шляпина С.Ф. Цифровое образовательное пространство как фактор противодействия педагогическому насилию // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С.27-36. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.03