ISSN 2409-7616

Жилина Л.В.

ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ: ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.47

УДК 372.881.1

Жилина Л.В.1 (Москва, Россия) Е-mail: lilyazhilina@gmail.com

1НИУ «Высшая Школа Экономики»

Аннотация. Языковая подготовка постепенно становится неотъемлемой частью современного отечественного профессионального образования. Вспомним, что система обучения иностранному языку прошла долгий путь и сегодня ее ключевой идеей является органическое сочетание лингвистических знаний, коммуникативных умений и практического использования иностранного языка. С лингвистической точки зрения, применение новых методик расширит горизонты не только учащихся, но и преподавателей, дав им шанс работать с коллегами, преподающими родной язык в более тесном контакте. К составляющим профессиональной языковой подготовки специалиста-международника относятся: формирование профессионально значимых компетенций, языковая профессионализация, включая раннюю профессионализацию, подготовка к межкультурной коммуникации и использование инновационных педагогических технологий. Автор приходит к заключению того, что в целом, процесс обучения иностранным языкам в неязыковом вузе может быть представлен как сложная педагогическая система, основанная на взаимосвязанных структурных компонентах — целевом, содержательном, функциональном, организационном, оценочном, выделяемыми в соответствии с научными подходами в образовании, принятыми в качестве общепедагогических оснований. Что касается стратегии развития профессионального образования, то система должна иметь направление социально-педагогической обусловленности образовательного процесса; личностно-развивающей направленности педагогической коммуникации; открытости образовательной среды вуза, пр. Система обучения иностранным языка, как и язык на котором она себя выражает, находится в постоянном развитии, и единственный способ идти в ногу со временем, это постоянно быть открытым к любого рода изменениям, происходящим в обществе.

Ключевые слова: языковая подготовка, специалист-международник, профессиональные компетенции, языковая профессионализация, межкультурная коммуникация.

Литература:

  1. Апасова А.С. Контекстное обучение в системе подготовки будущих юристов // Новая наука: психолого-педагогический подход. — 2017. — № 1. — С. 11-15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28842086
  2. Бутина Ю.В., Кораблина М.В. Формирование профессиональной компетентности в процессе обучения иностранному языку // Современные наукоемкие технологии. — 2019. — № 7. — С. 146-150. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39166014
  3. Варламова Е.Ю. Лингводидактическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Лингвистика» // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2013. — № 1-1 (77). — С. 8–14.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18823206
  4. Вербицкий А.А. Иноязычное образование в контексте профессии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. — 2018. — № 2 (796). — С. 126-141. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35246464
  5. Воевода Е.В. Основные направления профессионально ориентированной подготовки специалиста-международника: монография. — М.: Издательство МГОУ, 2009. — 142 с.
  6. Воленко О.И. О формировании социокультурной профессионально-коммуникативной компетентности переводчиков. — М.: Академия, 2009. – 241c.
  7. Воевода Е.В., Жилина Л.В., Некоторые аспекты иноязычной подготовки специалистов в отечественном профессиональном образовании: история и современность // Среднее профессиональное образование. — 2015. — №12. — С. 58-61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25512410
  8. Воленко О.И.,Жилина Л.В., Некоторые аспекты профессиональной подготовки специалиста-международника: личностно-ориентированный подход // Мир науки, культуры, образования. — 2018, — №3 (30). — С. 227-229. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35330347
  9. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М., Варламова Е.Ю., Костина Е.А. Формирование этнокультурной личности будущего педагога в языковой образовательной среде вуза (Development of ethnocultural personality of future teacher in linguistic educational environment of high school) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2018. — Т. 8, № 4. — С. 204–216. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35605579
  10. Парамонова М.И. Реализация интерактивного и контекстного подходов к обучению иностранному языку для специальных целей в электронной образовательной среде // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. — 2018. — № 3 (12). — С. 118-122. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36315437
  11. Паршуткина Т.А. Конструктивистские теории и методики, заложенные в разработку контекстного подхода к обучению иностранным языкам // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2019. — Т. 25, № 1. — С. 186-189. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37525979
  12. Танцура Т.А. Контекстное обучение иностранному языку в профессиональной подготовке студентов // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 4 (71). — С. 238-239. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35576108
  13. Уваров В.И. Самостоятельная работа как необходимый ресурс повышения качества обучения иностранному языку в неязыковом вузе // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1 (23). — С. 195-205. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42771120
  14. Уваров В.И. Концепция глобальной игры в обучении студентов иностранному языку // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». — 2019. — № 3. — С. 107–115. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41125317
  15. Ergashev K. Newwave in English Language Teaching // Bulletin of science and practice. — 2019. — Vol. 5, No. 4. — P. 426-430. DOI: 10.33619/2414-2948/41/61  

Библиографическая ссылка:

Жилина Л.В. Языковая подготовка специалистов в неязыковом вузе: цели и функции // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.519-526. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.47