ISSN 2409-7616

Шукшина Л.В., Кожухарь Е.В.

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И САМОУВАЖЕНИЕ КАК ПРЕДИКТОРЫ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У СТУДЕНТОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.42

УДК 37.01:159.923

Шукшина Л.В.1 (Москва, Россия) — E-mail: liudmila.shukshina@yandex.ru, Кожухарь Е.В.1 (Москва, Россия) — E-mail: elenacojuhari98@gmail.com

1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Аннотация. Опираясь на данные проведенного эмпирического исследования, авторы статьи рассматривают такие важные личностные качества эффективности деятельности современных студентов, как самоуважение, жизнестойкость и мотивация достижения успеха. Методологию исследования определила ее цель, заключающаяся в изучении самоуважения и жизнестойкости как предикторов мотивации достижения успеха у студентов. В исследовании участвовало 117 студентов вузов Москвы, Риги и Кишинева (90 девушек и 27 молодых людей) в возрасте от 17 до 38 лет (M=20,7; SD=2,67). В качестве инструментария использованы: Шкала самоуважения М. Розенберга, тест жизнестойкости С. Мадди (версия Е. Осина – Е. Рассказовой), методика диагностики личности на мотивацию достижения успеха Т. Элерса; корреляционный, сравнительный анализ. Результаты исследования  показали, что существуют статистически значимые различия в уровне самоуважения, жизнестойкости (и ее компонентов), а также мотивации достижения успеха у (1) неработающих студентов, (2) студентов, которые в период обучения подрабатывают не по специальности, и (3) студентов, начавших профессиональную деятельность: все исследуемые показатели выше у последних. Выявлены статистически значимые корреляционные взаимосвязи между самоуважением, жизнестойкостью (и ее компонентами) и мотивацией достижения успеха у студентов. Практическая значимость исследования заключается в том, что его реализация позволит в дальнейшем разработать инструментарий по повышению уровня жизнестойкости, мотивации достижения и самоуважения будущих работников, в том числе, посредством их приобщения к профессиональной деятельности еще на стадии обучения. Научная новизна – в проведении собственного эмпирического исследования по заданной теме.

Ключевые слова: самоуважение, жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска, мотивация достижения успеха.

Литература:

  1. Гордеева Т.О. Источники оптимистического мышления и благополучия подростков / Т.О. Гордеева, М.В. Лункина, О.А. Сычев // Вопросы психологии. — 2018. — № 5. — С. 13-22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36735669
  2. Ершова И.А., Пермякова М.Е., Садкина Т.М. Связь жизнестойкости с самооценкой и копинг-стратегиями у юношей и девушек подросткового возраста // Педагогическое образование в России. — 2019. — №4. — C. 133-140. DOI: https://doi.org/10.26170/po19-04-18
  3. Жиенбаева Н.Б., Акназаров С.А., Тапалова О.Б. Исследование направленности мотивации достижения (адаптации и трансценденции) при психической патологии // Клиническая и специальная психология. — 2017. — Т. 6. — №3. — С. 62-84. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30383835
  4. Зверева Р.Г. Развитие мотивации достижения успеха как условие формирования конкурентоспособности личности студента // Семья и личность: проблемы взаимодействия. — 2018. — № 10. — С. 30-37. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35591059 
  5. Кирюхина А.А., Шукшина Л.В. Влияние социальных сетей на психологические особенности современной молодежи // Безопасная образовательная среда будущего: вызовы и технологии решения: сб. материалов V Всероссийской научно-практической конференции / под ред. О.И. Щербаковой и Л.В. Шукшиной. – Саранск: Индивидуальный предприниматель Афанасьев В.С., 2020. — С. 15. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42844396
  6. Куашева Е.Р. Жизнестойкость и ценностно-смысловые предпочтения личности: согласованность и противоречия (на материале сотрудников органов внутренних дел) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. — 2011. — №3. — С. 173-178. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17080246
  7. Леонтьев Д.А. Осин Е.Н. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2020. — № 1 (155). — С. 117-142. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42561431
  8. Логинова И.О., Сердюк Т.И., Живаева Ю.В. Исследование взаимосвязи характера мотивации достижения с показателями жизнестойкости у студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1-1. — С. 1552. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25325298
  9. Молчанова Л.Н. Жизнестойкость как фактор устойчивости к психическому выгоранию представителей экстремальных профессий // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика. — 2015. — № 4 (10). — С. 2. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36754967
  10. Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте // Вестник Московского университета. Серия №14. Психология. — 2013. — № 2. — С. 147-165. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19136069
  11. Путилова О.В., Виндекер О.С., Лиходед А.А. Возрастные особенности самоактуализации и жизнестойкости у женщин // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2018. — Т. 24, № 1 (171). — С. 104-113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32741898  
  12. Тапалова О.Б., Жапаров Э.Ж. Влияние тревожных и депрессивных состояний на учебную деятельность студентов // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. — 2020. — № 36. — С. 7. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42362209
  13. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Пер. с англ. — Санкт-Петербург: Речь, 2001. — 238 с. ISBN 5-9268-0048-X
  14. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. — 1996. — № 3. — С. 116-132.
  15. Шильманская А.Е., Леонтьев Д.А Жизненная позиция личности: от теории к операционализации // Вопросы психологии. — 2019. — № 1. — С. 90-100. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38096358
  16. Шукшина Л.В., Васякин Б.С., Корецкая И.А., Бажданова Ю.В. Ценностно-смысловые установки как фактор формирования толерантного этнического сознания в поликультурной сфере вуза // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2017. — Т. 8, № 12-2. — С. 356-365. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32246010
  17. Rostovskaya T.K., Maksimova A.S., Mekeko N.M., Fomina S.N. Barriers to students’ academic mobility in Russia // Universal Journal of Educational Research. — 2020. — Т. 8, № 4. — С. 1218-1227. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43264131
  18. Tapalova O., Burlachuk L., Zhiyenbayeva N., Aknazarov S. Research of achievement motivation in neurotic, stress-related and somatoform disorders // Bulletin of Science and Practice. 2017. — № 11 (24). — С. 502-514. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30557337

Библиографическая ссылка:

Шукшина Л.В., Кожухарь Е.В. Жизнестойкость и самоуважение как предикторы мотивации достижения успеха у студентов // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.462-477. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.42