ISSN 2409-7616

Козлов В.А.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.16

УДК 378.6:355.232

Козлов В.А.1 (Воронеж, Россия) — E-mail: Slava04071082@gmail.com

1Военный учебно-научный центр, Военно-воздушная академия им. Профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А Гагарина

Аннотация. Боеспособность вооруженных сил в значительной степени зависят от уровня профессиональной подготовки и морального облика высшего командного состава, особенно актуальным это становится с внедрением современных методов вооруженной борьбы. Достижение военных целей, обороноспособности страны неразрывно связано с качественной системой обучения командного состава. Сформированные высшие военно-учебные заведения Российской империи XIX–первой половины XX века, обладали развитой структурой отбора обучения и выпуска слушателей.Цель работы: – историко-педагогическое исследование вопросов подготовки высших командных кадров в военно-учебных заведениях с 1832 г. по 1917 г. на основе современных подходов в изучении педагогической деятельности; выявление особенностей обучения офицера-слушателя в Российской империи, с целью выделения положительных и отрицательных сторон системы высшего военного образования и рассмотрения возможности применения их в практической плоскости подготовки высших офицерских кадров современной России.Гипотеза заключалась в том, что выделение характерных черт подготовки офицеров в высших военно-учебных заведениях позволит выявить положительные и отрицательные стороны системы подготовки, познакомиться с элементами полезными в современной системе военного образования. В своем историко-педагогическом исследовании автор использует методики историографического, сравнительного и системного анализа. Автор приходит к выводу, что система подготовки офицерских кадров в Российской империи характеризовалась многоуровневостью, имела развитую систему отбора, обучения и выпуска офицеров, получающих образование в высших военно-учебных заведениях. В результате в России XIX века сложилась многоуровневая система обучения, характеризующаяся строгостью и требовательностью к офицерам, при обучении в системе высшего военного образования. Прогрессивные черты в подготовке офицеров – слушателей в высших военно-учебных заведениях Российской империи, а также значение элементов системы в подготовке офицера могут быть полезными и в наши дни.

Ключевые слова: высшее военное образование, система обучения офицеров, характерные черты подготовки офицера, подготовка квалифицированных офицеров, многоуровневая система обучения.

Литература:

  1. Бенда В.Н. Вклад военных деятелей и ученых в развитие военной науки и научно-методических основ подготовки офицерских кадров (вторая половина XVIII века) // Вестник Вятского государственного университета. – 2017. — № 8. — С. 33-38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29922437
  2. Белов К.В., Милютин Д.А. Преобразования в подготовке нового офицерского корпуса // КЛИО – 2014. — № 12 (96). — С. 112-115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22768422
  3. Варзаков И.В. Комплектование офицерского корпуса России и германии в конце XIX — начале XX века: сравнительные оценки // Военно-исторический журнал. – 2008. № 4. – С. 15-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=10438168
  4. Глушаченков А.А., Кулешов С.М. Становление системы подготовки кадров в интересах российской военной авиации накануне первой мировой войны // Общество, государство, право. – 2014. — № 4. – С. 11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28299098
  5. Горновский А.А. Аттестация как элемент комплектования российской армии личным составом (исторический обзор: середина ХVIII — конец xx вв.) // Военное право. —  2019. — № 4. —  С. 22-27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41182283
  6. Козлов В.А. Отбор кандидатов из числа офицеров для обучения в высших военно-учебных заведениях российской империи в ХIХ веке // Образование XXI века: гуманизация, поливариативность, цифровизация материалы всероссийской научной конференции с международным участием.  – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. –  С. 99-102. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41847042
  7. Козлов В.А. Становление системы подготовки высших офицерских кадров в российской империи // Глобальный научный потенциал. – 2019. — № 6 (99). – С 10-13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39385412
  8. Коровин В.М. Военное образование в российской империи (середина XIX — начало XX века): монография. – Воронеж:  Воронежский государственный университет, 2009. – 704с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21068844
  9. Костарев С.В., Соколов И.И., Ершов Н.В. Развитие военной педагогики в ХХI веке // Материалы V межвузовской научно-практической конференции. — Санкт-Петербург: ООО «Издательство ВВМ», 2018. – С. 143-148. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35376730
  10. Кепель О.В. Офицер — воспитатель личного состава // Военный академический журнал. – 2017. – № 2. — С. 161-162. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29415995
  11. Мухина Т.Г., Копосов Е.В., Бородачев В.В. История и перспективы развития отечественной системы дополнительного профессионального образования в условиях высшей школы. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2013. – 359 c. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26256221
  12. Письменский А.Г. История военно-инженерного образования сухопутных войск России: монография. – Москва: Современный гуманитарный университет, 2012. – С. 25-31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24224778
  13. Стародубцев М.П. Военно-учебные заведения как высшая форма военного образования в России во второй половине XVIII века // Казанский педагогический журнал. – 2016. –  № 2-1 (115). – С. 141-145. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25751793
  14. Тананайко В.В. Становление и развитие военного образования в России XVIII века: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Москва: Военный университет, 2012 – 346 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19272929
  15. Тебеньков К.А. Реализация компетентностного подхода в подготовке офицерских кадров высшей квалификации. Педагогическое образование и наука – 2013. – № 4. – С. 138-142.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20922487
  16. Чистяков А.В. Развитие системы военного образования в российской империи (вторая половина XIX века — начало XX века): диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Москва: Военный университет, 2012 – 275с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19273966

Библиографическая ссылка:

Козлов В.А. Характерные черты подготовки офицеров в системе высшего военного образования Российской империи // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.173-182. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.16