ISSN 2409-7616

Кугушева М.Ю., Замиралова Е.В.

АУДИТ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕСУРСНОГО ПРОЦЕССА АВИАКОМПАНИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.14

УДК 338.242.2

Кугушева М.Ю.1 (Красноярск, Россия) — E-mail: mashakug@mail.ru, Замиралова Е.В.1 (Красноярск, Россия) — Е-mail: zamiralova@mail.ru

1Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

Аннотация. С развитием туризма в стране и мире растет спрос на авиаперевозки. Авиакомпаниям необходимо сохранять деловую репутацию и поддерживать своего постоянного клиента. Клиенту авиакомпании всегда важно понимать, что компания обеспечивает безопасность перелета, комфорт на борту воздушного судна, соответствующее качество предоставляемого сервиса и доступные цены. Выполнение требований пассажиров с каждым годом требует все больше финансовых затрат от авиакомпании. Поэтому проведение постоянного анализа деятельности ресурсных процессов и экономического эффекта от корректирующих действий является актуальным и регулярным действием для совершенствования системы менеджмента качества и сохранения конкурентоспособности авиакомпании на рынке. Целью данного исследования является проведение внутреннего аудита ресурсного процесса «Обеспечение воздушного судна бортовым питание и бортовым имуществом» и экономическая оценка действий по его совершенствованию. Методология исследования: в качестве материалов для исследования была использована информация о ресурсных процессах деятельности авиаперевозчика. Основные методологические направления: процессный подход; внутренний аудит процесса; стоимостная модель процесса; оценка стоимости риска; расчётный. Область применения: процессы системы менеджмента качества авиакомпании; может быть, распространена на другие авиакомпании. Представленные результаты являются новыми для авиакомпаний ввиду недостаточной проработанности применения процессного подхода при проведении внутренних аудитов и распространении экономики качества. Основные результаты: аудит процесса второго уровня «Экипировка воздушного судна» показал, что имеются нарушения, влияющие на оценку качества предоставляемых услуг со стороны пассажира; необходимо обратить внимание на актуализацию внутренних нормативных документов и введение стадии дополнительного контроля в процесс. Оценка затрат на мероприятия по устранению несоответствий процесса показала, что финансовые вложения на предупреждение появления риска в процессе гораздо меньше, чем потери постоянных клиентов или репутации авиакомпании.

Ключевые слова: авиакомпания, система менеджмента качества, процессный подход, внутренний аудит процесса, процесс «Обеспечение воздушного судна бортовым питание и бортовым имуществом», процесс «Экипировка воздушного судна», стоимостная модель процесса, эффективность процесса, риск.

Литература:

  1. Абдуразаков Ф.Х. Инструменты повышения конкурентоспособности авиакомпании // Инновационное развитие и потенциал современной науки. Материалы Mеждунар. науч. конф. – Нефтекамск: Научно-издательский дом «Мир науки», 2020. – C. 74 – 81. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=42463568
  2. Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Чего мы ждем от «системы экономики качества»? // Управление качеством. – 2018. — № 9. — С. 70-77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36783154
  3. Антонова Т. В. Учет национальных и международных требований при проведении внутреннего аудита в области поддержания летной годности воздушных судов // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 323-325. URL: https://moluch.ru/archive/251/57585/
  4. Гейко Л.М. Системы менеджмента качества на предприятиях гражданской авиации // Компетентность. – 2005. — № 7-8. – С.61-69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9271410
  5. Кидрачев Р.Н. Оценка конкурентоспособности авиакомпаний: проблемы, подходы, рекомендации // Экономические науки. – 2018. – №164. – C.52-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35682419
  6. Костромина Е.В. Экономика авиакомпании в условиях рынка / Е.В. Костромина // Высшая коммерческая школа «Авиабизнес». – М.: Концерн «Банковский Деловой Центр», 1997. – 105 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19752712
  7. Куломзина Е.Ю. Оценка качества услуг российских авиакомпаний в сфере пассажироперевозок // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: экономика. – 2019.  — №3. – С.28-36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=40872444
  8. Левшина В.В. Система менеджмента качества организации: коллективная монография/под общ. ред. В.В. Левшиной. – Новосибирск: изд. АСН «СибАК», 2018. – 208 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13103821
  9. Скобельцына Т.А., Замиралова Е.В. Применение внутреннего аудита процессов для повышения экономики дошкольного учреждения // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 124-134. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.12
  10. Тихонов А.И. Конкурентоустойчивость компаний авиационной отрасли // Глобальный научный потенциал. – 2019. — №9. — С.130-134. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41446215
  11. Хакимзянова З.И. Управление качеством обслуживания клиентов авиапредприятий // Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование. – 2019. – С.336-339. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41588422
  12. Цэдэнсодном М.С., Замиралова Е.В. Внутренний аудит процесса ротации кадров в авиакомпании // Наука и бизнес: пути развития. – 2020. — №2. – С.151-155. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42868448
  13. Chatterjee D., Bose S. K. Corporate Governance, Risk Management and Internal Audit: A Case Study // Management and Labour Studies. – 2007. -Vol. 32, I. 4. — P. 515-521. URL: https://doi.org/10.1177/0258042X0703200406
  14. Huang Y., Rundle-Thiele S., Chen Y. Extending understanding of the internal marketing practice and employee satisfaction relationship: A budget Chinese airline empirical examination // Journal of Vacation Marketing. – 2018. -Vol. 25, I. 1. -P. 88-98. URL: https://doi.org/10.1177/1356766718757270
  15. Kalemba N., Campa-PlanasFirst F. The quality effect on the profitability of US airline companies // Tourism Economics. – 2017. — Vol. 24, I. 3. -P. 251-269. URL: https://doi.org/10.1177/1354816617731193

Библиографическая ссылка:

Кугушева М.Ю., Замиралова Е.В. Аудит и экономическая оценка ресурсного процесса авиакомпании с целью повышения ее конкурентоспособности // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.151-162. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.14