ISSN 2409-7616

Загуменнов Ю.Л.

ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ И РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.11

УДК 371:378

Загуменнов Ю.Л.1 (Минск, Республика Беларусь) — E-mail: inedu@mail.ru

1Минский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

Аннотация. В статье рассмотрена проблема предотвращения насилия и развития межэтнической толерантности молодежи. Толерантность утвердилась как одна из базовых характеристик белорусского народа, уникальная черта, свойственная белорусам как этнической группе и отличающая ее от других. Вместе с тем в условиях глобализации, открытости границ и информационного пространства, притока в республику беженцев, в том числе нетрадиционных для Беларуси вероисповеданий, республика не может быть изолирована от тех негативных процессов и конфликтов на национальной почве, которые происходят в мире, в том числе, в соседних европейских странах, где с увеличением числа мигрантов все в большей степени развиваются различные форм нетерпимости, экстремизма и ксенофобии. В складывающихся условиях все более актуальным становится вопрос о необходимости разработки специальных образовательных программ, которые, с одной стороны, закрепили бы лучшие традиции межнациональных отношений в Беларуси, а с другой – подготовили белорусских школьников и студентов к новым реалиям. Необходимость таких программ также обусловлена вызовами развивающихся цифровизации и интернационализации образования Автор стоит на позиции необходимости целенаправленного формирования у молодежи ценностей и убеждений, лежащих в основе поликультурных компетенций, межэтнического и межкультурного доверия. Цель работы — предложить педагогический подход, обеспечивающие активную роль самих школьников и студентов в этом процессе. Методом исследования является сравнительный анализ отечественных и зарубежных подходов, а также проведение экспериментальной работы в учебных заведениях. Результаты исследования могут быть использованы при организации образовательного процесса в средней и высшей школах.

Ключевые слова: предотвращение насилия, межэтническая толерантность, инклюзивное образование, проектное обучение.

Литература:

  1. Бахтиозина М.Г., Хачатрян Г.С. Языковое образование как фактор развития межкультурной коммуникации в контексте современной деловой поликультурной парадигмы // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2020. —  №1. — С. 164-173. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42598556 
  2. Варламова Е.Ю., Марина А.Н. Социокультурное развитие личности в процессе её подготовки к межкультурной коммуникации // ЦИТИСЭ. — 2019. — №1 (18). — С. 8. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37292581
  3. Загуменнов Ю.Л. Инклюзивный подход к обеспечению качества образования // ЦИТИСЭ. — 2019. — №1 (18). — С. 13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37292586
  4. Загуменнов Ю.Л. Развитие межэтнического доверия в вузе в условиях интернационализации образования // Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития общества: материалы XI международной научно-практической конференции. — Минск: Ковчег, 2018. — С. 311-313. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37237541
  5. Иоголевич Н.И. Формирование универсальных компетенций «межкультурное взаимодействие» в профессиональной подготовке студентов вуза // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. — 2020. — № 1 (30). — С. 76-82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42754696
  6. Куваева Л.В. Трансдисциплинарный подход в формировании межкультурной грамотности студентов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2020. — №2(77). — С.188-192. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43127708
  7. Нгома А.Д., Нгома Лухуоло Г.Ж.Понятия «кросс-культурная коммуникация» и «межкультурная компетенция» в контексте преподавания русского языка как иностранного // Мир науки, культуры, образования. — 2020. — №1(80). — С. 202-204. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42507520
  8. Сосновская, Н. А. Толерантность и ее проявление в общественном сознании населения Беларуси // Социологический альманах. — 2015. — Вып. 6. — С. 244-252. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23306128
  9. Хайруллин Р.З. Формирование культуры межнационального общения и общероссийского самосознания студентов в процессе изучения курса «история отечественной литературы» в вузе // ЦИТИСЭ. — 2017. — №3 (12). — С.22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30797580
  10. Declaration of principles on tolerance. — Paris: UNESCO, 1995. — 12p.
  11. Fantini A. Intercultural Communicative Competence in Educational Exchange: A Multinational Perspective. — New York: Routledge, 2018. – 358p. DOI: https://doi.org/10.4324/9781351251747
  12. Inclusive Education: The Way of the Future. — Geneva: UNESCO, 2008. – 31p.
  13. Gronwald K-D.  Intercultural Competencies / In book: Global Communication and Collaboration. – Berlin: Springer, 2017. — P.51-66. DOI:10.1007/978-3-662-53150-1_5
  14. McAlister A.L., Wilczak B. Moral Disengagement in “War Fever”: How Can We Resist? -Cham: Springer, 2015, — P. 33-43. DOI:10.1007/978-3-319-10687-8_4
  15. Ilie O-A.  The Intercultural Competence. Developing Effective Intercultural Communication Skills. – 2019. — Vol. 25. – Issue 2. DOI: https://doi.org/10.2478/kbo-2019-0092
  16. Rawal R, Deardorff D.K. Intercultural competences for all. In book: Reshaping International Teaching and Learning in Higher Education. – London: Routledge, 2020. — P.46-59. DOI: https://doi.org/10.4324/9780429278075
  17. Tkachenko A. Culture of interethnic communication // CITISE. — 2017. — №1(10). — P. 16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28806424
  18. Fabian W., Borzikowsky C. Intercultural Competence by International Experiences. An Investigation of the Impact of Educational Stays Abroad on Intercultural Competence and Its Facets // Journal of Cross-Cultural Psychology. — 2018. — Vol. 49, Issue 3. — P. 488-514. DOI: https://doi.org/10.1177/0022022118754721

Библиографическая ссылка:

Загуменнов Ю.Л. Профилактика насилия и развитие межэтнической толерантности молодежи // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.120-129. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.11