ISSN 2409-7616

Егорычев А.М., Ростовская Т.К.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.05

УДК 37.01

Егорычев А.М.1 (Москва, Россия) — E-mail: chelovekcap@mail.ru, Ростовская Т.К.2 (Москва, Россия) — E-mail: rostovskaya.tamara@mail.ru

1Российский государственный социальный университет

2Институт демографических исследований РАН

Аннотация. В исследовании были рассмотрены вопросы, касающиеся развития системы образования в условиях активно глобализирующегося мирового сообщества и наступающей информационной эпохи, её роли в укреплении и развитии социокультурных и духовно-нравственных основ всех народов мировой цивилизации, их межнационального общения и взаимодействия. Выявлены позитивные и негативные факторы и аспекты, связанные с процессами глобализации, их влияние на развитие института образования. Даны футурологические прогнозы развития системы образования в наступающей информационно-технологической эпохи, предложен ряд базовых положений, которые помогут понять истинную сущность института образования, его назначение в развитии мировой цивилизации. Авторы, в результате проведенного исследования пришли к выводу о том, что перспективы развития отечественного профессионального образования в условиях развивающегося информационного общества XXI века, могут иметь успех при условии временного социокультурного единства (прошлого, настоящего, будущего) в сохранении и развитии российского человека и общества, всех его социальных институтов. В своём органичном единстве именно они создают основу, условия и форму для разработки новой воспитательно-образовательной парадигмы, что и будет являться новым рывком в развитии образования и в целом, послужит механизмом развития российского государства и общества.

Ключевые слова: мировое сообщество, система образования, глобализация, информационная эпоха, духовно-нравственные основы.

Литература:

  1. Алборов В.З. Проблемы современного образования и основные механизмы их разрешения // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С. 58-65. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.06
  2. Гидденс Э. Последствия современности / Пер. с англ. Г.К. Ольховикова; Д.А. Кибальчича; вступ. статья Т.А. Дмитриева. — М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. — 352 с.
  3. Деонтология специалиста социальной сферы: учебник / Л.В. Мардахаев, А.М. Егорычев, Я.В. Шимановская; под ред. Л.В. Мардахаева.  — Москва: КНОРУС, 2021. — 266 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43844361
  4. Днепровская Н.В. Влияние ресурсов информации и знаний на инновационное развитие экономики России // Креативная экономика. — 2013. – № 7 (79). – С. 85-93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20180191
  5. Зерчанинова Т.Е., Никитина А.С. Государственная политика поддержки молодых соотечественников за рубежом // Вопросы управления. — 2019. — № 04 (59). — С. 26-33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41877732
  6. Егорычев А.М., Ростовская Т.К. Русский язык как фактор интеграции народов постсоветского пространства // Совершенствование законодательства в сфере реализации государственной языковой политики: матер. круглого стола (Москва, 06.10.2017). — М.: ФЦОЗ, 2017.  — С. 3-10.  ISBN 978-5-9904-3585-8
  7. Ивченкова М.С., Багирова К.Э. Возможности и перспективы становления общества знания в эпоху глобализации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. — 2018. — Т. 18, вып. 1. — С. 27-29. DOI: 10.18500/1818-9601-2018-18-1-27-29
  8. Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: монография / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». — 2019. — 254 с. ISBN 978-5-00159-060-6
  9. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования: монография / О.Н. Астафьева, Л.Б., Зубанова, Н.Б. Кириллова, Е.В. Никонорова, О.В. Шлыкова и др.; отв. ред. Н.Б. Кириллова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 290 с. ISBN 978-5-7996-2527-6
  10. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с. ISBN 5-7598-0069-8
  11. Колесникова Н.А. Построение информационно открытых отношений в новой экономике // Креативная экономика. – 2008. – Том 2, № 9. – С. 3-8.
  12.  Михайлова А.В. Цифровая и креативная экономика в современном пространстве // Креативная экономика. – 2018. – Том 12. – № 1. – С. 29-42. DOI: 10.18334/ce.12.1.38783
  13. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, Т.К. Ростовская, др. — М.: Изд-во РГСУ, 2019. – 352 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41222164
  14. Рязанцев С.В., Письменная Е.Е., Храмова М.Н. Возвратная миграция соотечественников в Россию: существует ли миграционный потенциал? // Народонаселение. — 2015. — № 2. — С. 64-73.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25437280
  15. Эмигранты из России: русская диаспора или русскоговорящие сообщества? // Социологические исследования. — 2016. — № 12. — С. 84-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27639499
  16. Староверова Е. В. Технологии власти в современном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2012. — № 7-1. — С. 180–182. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17780948
  17. Чайковский Д.В. Проблема управления в контексте общества информации и коммуникации // Известия Томского политехнического университета. — 2010. – Т. 316, № 6. — С. 100–104. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15142701
  18. Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура: монография / под ред. Г.В. Драча. — М.: Логос, 2001. – 144 с. ISBN 5-94010-102-X
  19. Тоффлер Э. Третья волна. — М.: ООО «Фирма «Изд-во АСТ», 2004. — 140 с. ISBN: 5–17–011040–5
  20. Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология» / Пер с нем. М.Л. Хорькова. — М.: Праксис, 2007. – 208 с. ISBN 978-5-901574-61-4

Библиографическая ссылка:

Егорычев А.М., Ростовская Т.К. Перспективы развития профессионального образования в условиях глобализации мирового сообщества // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.55-64. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.05