ISSN 2409-7616

Гребенникова В.М., Казанцева В.А., Ус О.А.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.32

Гребенникова Вероника Михайловна —доктор педагогических наук, профессор кафедры педагоги и психологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, E- mail: vmgrebennikova@mail.ru

Казанцева Виктория Алексеевна —старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, E- mail: cerg.vika@mail.ru

Ус Оксана Александровна —доцент кафедры общей и социальной педагогики Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, E- mail: oxi79@yandex.ru

Аннотация. Авторами в статье рассматривается одна из важнейших проблем современного социума – влияние интернет и цифровых сетей на интеллектуальные и психофизиологические особенности человека XXI века. Информационная безопасность становится неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки студентов всех направлений и профилей, включая психолого-педагогических специальностей. Авторами приводятся статистические данные по уровню роста интернет-пользователей и классификация рисков, которые возникают в информационной среде современного социума. Особое внимание, по мнению авторов, следует уделять в период профессиональной подготовки будущих педагогов вузе, вопросам информационно-психологической безопасности, а также правилам поведения в Интернет-среде, что требует разработки отдельных программ и специальных курсов. Также считаем, что этические аспекты информационной безопасности, должны быть включены в образовательные программы курсов повышения квалификации для руководителей системы образования. В статье, также делается акцент на необходимость включения в программы учебных курсов подготовки будущих педагогов соответствующих компетенций, имеющих профессиональную направленность — формирование базиса информационных знаний и умений, а также основ информационной культуры, которые в своей органичной совокупности, будут способствовать созданию информационной безопасность в профессиональной деятельности будущих педагогов. Необходим поиск системных решений, а существующие пробелы в подготовке будущих педагогов необходимо срочно восполнять, уделяя достаточное внимание данному вопросу на всех уровнях профессионального образования по всем направлениям и профилям.

Ключевые слова: информационная безопасность, профессиональная подготовка, студент, педагог, интернет, образование.

Литература:

  1. Богатырева Ю.И. Формирование компетенций обеспечения информационной безопасности школьников в процессе профессиональной подготовки педагогов // Педагогическое образование в России. — 2014. — №3. — C.56-61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=2180508
  2. Бушмелева Н.А., Разова Е.В. Формирование компетенций в области информационной безопасности в системе высшего педагогического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. — №Т2. — С. 537-544. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=2932980
  3. Гребенникова В.М. Деонтологическая культура менеджера образования: контекст развития / В.М. Гребенникова, Н.И. Никитина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2014. — №4 (21). — С.12-22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24148157
  4. Гребенникова В.М., Леус О.В. Квалиметрический мониторинг профессионального мастерства учителя в условиях цифровизации образования: проблемы и решения // Педагогика и просвещение. — 2020. — № 2. — С. 86-95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43034461
  5. Казанцева В.А., Компаниец К. Место информационной компетентности в содержании начального образования  // В сборнике: Научные преобразования в эпоху глобализации. — Уфа: ОМЕГА САЙНС,  2015. — C.135-141. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25018989
  6. Поляков В.П. Методическая система обучения информационной безопасности студентов вузов: диссертация … доктора педагогических наук: 13.00.08 / Волж. гос. инж.-пед. ун-т.- Нижний Новгород, 2006.
  7. Поваренков Ю.П., Слепко Ю. Н. Психологическая характеристика требований к учителю со стороны субъектов образовательного процесса //Ярославский педагогический вестник. — 2014. — № 2. — С. 235-241. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21747043
  8. Сергеев Н. К., Сериков В. В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе: монография. — М.: Логос, 2013. — 364 с. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=21012366
  9. Темняткина О.В., Токменинова Д.В. Современные подходы к оценке эффективности работы учителей. Обзор зарубежных публикаций // Вопросы образования. — 2018. — № 3. — С.180-195. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35618161
  10. Шатохина Л.В., Калашникова М.М. Возрастные изменения свойств темперамента // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. — 2019. – Т.7, – № 3 (26). DOI: 10.23888/humJ20193538-548
  11. Ярычев Н.У. Обновление образования в России: сущностные проблемы // Вестник современных исследований. — 2018. – № 6.3 (21). — С. 137-138. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35339842
  12. Ярычев Н.У., Магамадов Н.С.Х. Методика формирования и развития информационно-технологических компетенций обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 55-2. — С. 330-334. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29763852
  13. Ergashhod S. J. Genesis of the concept of the essence of innovative marketing // Theoretical and applied Sciences. — 2018.  —  № 3. — С. 113 — 119. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32775441
  14. Kuntsman A., Arenkov I.A. Method for assessing effectiveness of company digital transformation: integrated approach // IBIMA Business Review. — 2019. — Vol. 2019. — ID 334457 DOI: 10.5171/2019.334457
  15. Przhedetskaya N. V., Kulkova E. P., Sheveleva V.V., Akopova E. S., Kaplina A. V. Information and communication technologies as a means of increasing effectiveness of marketing and logistics of cluster // Espacios. — 2018. — Т. 39. — № 42. — 33 c. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38617362
  16. Zastempowski M. Conditions for marketing and organizational innovation of small and medium-sized enterprises // European research studies journal. — 2020.  —  № 2. — С. 163 — 173. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43672513
  17. Yermentaeyeva A. et al. Educational and Research Motivation of Undergraduates Master Students as the Factor of Self-improvement of Professional Competence // Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2013. — Vol. 89. — P. 911-915. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.08.955

Библиографическая ссылка:

Гребенникова В.М., Казанцева В.А., Ус О.А. Обеспечение информационной безопасности в профессиональной подготовке студентов психолого-педагогических направлений // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.371-380. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.32