ISSN 2409-7616

Хизбуллина Р.З., Лебедева А.В., Магасумов Т.М., Кантемирова Э.А., Сидорова А.Г.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ (НА ПРИМЕРЕ Г.УФЫ, РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.17

Хизбуллина Резеда Зиязетдиновна —кандидат педагогических наук, доцент кафедры геодезии, картографии и географических информационных систем факультета наук о Земле и туризма, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Уфа, Россия, E-mail: hizbullina@yandex.ru

Лебедева Алена Викторовна —кандидат исторических наук, доцент кафедры дизайна и искусствоведения Института экономики и сервиса ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Уфа, Россия, E-mail: di@rusoil.net

Магасумов Тимур Маратович —магистрант кафедры туризма, геоурбанистики и экономической географии факультета наук о Земле и туризма, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Уфа, Россия, E-mail: timur_mag@mail.ru

Кантимирова Эвелина Алмазовна —студент кафедры прикладной математики, Институт фундаментального образования, НИУ Московского государственного строительного университета, Москва, Россия, E-mail: kantimirova.evelina@mail.ru

Сидорова Ангелина Георгиевна —студент кафедры дизайна и искусствоведения, Институт экономики и сервиса, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Уфа, Россия, E-mail: nadegda2609@ yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности организации архитектурно-градостроительных экскурсий. Показана роль этих экскурсий в формировании интереса личности к культурно-историческому наследию, в воспитании любви и уважения к таланту архитекторов, творивших уникальные здания в разные периоды развития нашей страны. Учитываются возможности как функционального использования представленных зданий и сооружений, так и их культурная ценность, включающая и архитектурные ценности. Представлена методика проведения экскурсии в условиях конкретного города, рассмотрены некоторые методы, помогающие удержать внимание экскурсантов. Также дается подробная характеристика процесса восприятия произведений архитектуры, где делается акцент на то, что особенно часто в зрительный ряд экскурсий включаются общественные здания. В архитектуре общественных зданий важно показать зрителям соответствие архитектурных сооружений их назначению, подчеркнуть то, что потребности общественной жизни провоцируют появление новых типов общественных зданий. Отмечается значение реставрационных работ, где показаны меры, которые предпринимаются государственными органами для сохранения памятников культуры в целом, архитектуры в частности.   Описаны уникальные признаки малоизвестных достопримечательностей города Уфы, которые и на сегодняшний день используются в муниципальных или коммерческих целях.

Ключевые слова: экскурсия, архитектура, методы проведения экскурсий, архитектурные памятники, городская среда.

Литература:

  1. Абросимова О. М. Методика подготовки и проведения туристско-краеведческой экскурсии // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2017. – №1(122). – С.65-69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29406779
  2. Балабанова Е.Д., Захарова Е. О., Лаврушина Е. Г. Использование инновационных технологий в экскурсионной деятельности // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – №10-1(42). – 132-133. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22489226
  3. Барабанова Н. А. Экскурсионный рассказ – звучащая речь экскурсовода // Научно-методический электронный журнал концепт. – 2016. – T.15. – С.1236-1240. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25918118
  4. Барабанова Н. А., Бурхетьева М. Ю. Специфика тематической пешеходной экскурсии по музыкальным местам Самары // Научно-методический электронный журнал концепт. – 2016. – Т.14. – С. 1-7. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26246412
  5. Баркова И. В. «Детское экскурсионное бюро» приглашает виртуальные экскурсии как средство знакомства с родным городом // Библиотечное дело. – 2015. –  №9 (243).  – С.5-6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23562237
  6. Бекирова Э. Ш. Проблема подбора приемов ведения экскурсии в современной экскурсионной методике // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №55-2. – С.65-71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29763808
  7. Бондарь М.В., Руденко Л.Л. Опыт выявления и внедрения новых объектов культурного показа, как метода подготовки экскурсии, в контексте профессионального туристского образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №6. – 432с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27695260
  8. Голобородько К. С., Ковальская А. О. Видео экскурсии, как инновационный подход в обучении детей // Наука и образование: новое время. – 2014.  –  №2 (2). – С.74-76.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22678126
  9. Гречишникова Ю.И., Самойленко А.А. Разработка технологической документации природоведческой экскурсии по курортному парку «Сказки старого парка» // Курорты. Сервис. Туризм. – 2015. – №3-4 (28-29). – С. 110-113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25095116
  10.  Григорчук А.В. особенности формирования пешеходной экскурсии «Старый город» в условиях города Евпатория // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2015. – №4. – С. 128-130 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24329048
  11.  Гучетль А.А. Разработка экскурсии «Любимый город» // Курорты. Сервис. Туризм. – 2015. – №3-4 (28-29). – С. 113-122. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25095117
  12.  Дьячкова Т. В. Образовательные экскурсии в контексте решения проблемы профессионализма современного педагога: опыт и перспективы // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С.951-954.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21404258
  13.  Иванова И.С. Особенности разработки автобусной экскурсии // Вестник научных конференций. – 2019.  –  №4-3 (44).  – С.48-50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38514485
  14.  Киян Т.В Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся средствами экскурсионной деятельности // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. – 2015. – №2. – С.27-32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25440567
  15.  Кожанов К. А. Современные функции городской экскурсии: культурологический аспект // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – №3(108). – С.204-209. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38510562
  16.  Краснобаев Д.А Эскурсии по биологии и естествознанию в условиях большого города // Биология в школе. – 2018. – №3. – С.67-72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35447863
  17.  Курилова И. М. По местам литературного прошлого библиотечные экскурсии // Библиотечное дело. – 2014.  –  №9 (219). – С.21-22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21691222
  18.  Лунькина В.А. Комплексные экскурсии как часть технологического образования // Химия в школе. – 2014. – №9. – С. 58-61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22812917
  19.  Парамонова М. В. Улица родного города в проекте детской экскурсии // Научно-методический электронный журнал концепт. – 2016. – Т.18. – С. 43-47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26684617
  20.  Пирожков Г. П. Учебная краеведческая экскурсия в интерьере культурологизации образования // Альманах современной науки и образования. – 2014. – №4(83). – С.125-127. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21579242
  21.  Портнова Т. В. Методы актуализации научной информации в экскурсиях на искусствоведческую тематику (экскурсии и культурное наследие в современном мире) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского Государственного Аграрного Университета. – 2015.  – №111. – С. 1030-1041.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24312304
  22.  Рыжикова Ю. А. Технология организации образовательной экскурсии // Вестник челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – №2. – С.82-86. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28856640
  23.  Савуляк Т. Объединяя прошлое и настоящее экскурсии — как форма познавательной деятельности // Библиотечное дело. – 2014.  –  №9 (219).  – С.38-40.     URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21691232
  24.  Сморжок И. П. Событийный туризм в России // Актуальные вопросы экономики, управления и права: Сборник научных трудов (ежегодник). – 2014. – №S. – С.203-209. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21629860
  25.  Суркова Л. И. Уроки-экскурсии как одно из направлений совершенствования исторического образования студентов педагогического вуза // Поволжский педагогический вестник. – 2014. – №4 (5). – С.72-76. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23855699
  26.  Ханина Е. Н. Социализирующие возможности и педагогический потенциал экскурсии как разновидности социально-культурной деятельности // Образование. Наука. Научные Кадры. – 2014. – №4. – С.153-154. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21954745
  27.  Хизбуллина Р. З., Калимуллина Г. С., Бакиева Э. В., Воробьёва О. В. Дворянские усадьбы как объект природно-культурного наследия и средство развития экологического и эстетического воспитания // Перспективы науки и образования. – 2018.  –  №3 (33). – С.15-21.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35204085
  28.  Шарафутдинова Г.Г., Хабибуллина Г.Р. Экскурсии в начальной школе – помощь в достижении современного качества образования или потеря времени, которого и так катастрофически не хватает? // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – №8-4. – С.172-174. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23091367

Библиографическая ссылка:

Хизбуллина Р.З., Лебедева А.В., Магасумов Т.М., Кантемирова Э.А., Сидорова А.Г. Рекомендации к организации архитектурно-градостроительных экскурсий (на примере г. Уфы, Республики Башкортостан) // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.188-201. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.17