ISSN 2409-7616

Хизбуллина Р.З., Галина Г.К., Султанова Р.М., Валеева А.И., Салемгараева Л.Р.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.14

Хизбуллина Резеда Зиязетдиновна —кандидат педагогических наук, доцент кафедры геодезии, картографии и географических информационных систем, факультет наук о Земле и туризма, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Уфа, Россия, E-mail: hizbullina@yandex.ru

Галина Галия Кабировна —кандидат физико-математических наук, доцент кафедры дифференциальных уравнений, факультет математики и информационных технологий ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Уфа, Россия, E-mail: g.k.galina@mail.ru

Султанова Роза Миниахметовна —кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, факультет психологии, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Уфа, Россия, E-mail: sultanovar@lisr.ru

Валеева Альфия Ильдаровна —аспирант факультета наук о Земле и туризма, профиля «физическая география, биогеография и география почв и геохимия ландшафтов», ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Уфа, Россия, E-mail: alfia-2010@mail.ru@mail.ru

Салемгараева Лейсян Расимовна —студент факультета наук о Земле и туризма, профиля «Физическая география», ФГБОУ ВО «Башкирский государственный  университет», Уфа Россия, E-mail: salemgaraeva.1@mail.ru

Аннотация. В данной статье раскрывается актуальная проблема современного образования — тема дистанционного обучения. Так как дистанционное обучение с текущего 2020 года по праву может считаться неотъемлемой частью всего образования в целом. Статья содержит основные термины и определения, на которых базируется внедрение дистанционного обучения, рассмотрены характерные черты, достоинства и недостатки дистанционного образования. Приведена краткая характеристика принципов дистанционного обучения. Показана основная роль системы информационных интернет технологий. Отмечается, что эти технологии позволяют существенно разнообразить образовательно-учебный процесс и обеспечить лучшее усвоение различных знаний, полученных на занятиях, комплексно решать возникающие образовательные и социально-воспитательные проблемы, оптимально использовать, имеющиеся в распоряжении различные ресурсы, выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения появившихся социально — педагогических актуальных проблем. А так же раскрываются возможности применения дистанционного обучения во время пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19). Рассмотрены различные электронные площадки для проведения дистанционных занятий, и их отличительные преимущества, например, такого как одновременно обучать множество людей, географически находящихся далеко друг от друга.  Сделан вывод о том, что дистанционное обучение является основной формой обучения в данный период, потому что обладает существенными отличиями, которые не могут быть реализованы в традиционной форме. Перед современной системой образования встает глобальная проблема — своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде обитания.

Ключевые слова: дистанционное обучение, Интернет, образование, видеоконференция, групповой чат.

Литература:

  1. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. — № 3. — С. 85-92.
  2. Андрюшин В. Не выходя из дома : информационные технологии в современных системах обучения // Бухгалтер и компьютер. – 2005. — № 7. — С. 16-20.
  3. Астахова Т.А. Возможности и проблематика дистанционных форм обучения, выбор системы дистанционного обучения // Управление человеческим потенциалом. — 2012. — № 1. — С. 56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17677847
  4. Балашова Ю. В. Особенности личностного развития студентов при дневном и дистанционном обучении // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 6. — С. 74-75. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12328814
  5. Блоховцова Г.Г., Маликова Т.Л., Симоненко А.А. Перспективы развития дистанционного обучения // Новая наука: стратегии и векторы развития. — 2016. — № 118-3. — С. 89-92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27424347
  6. Боброва И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. — 2009. — № 11. — С. 124-125. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17771631
  7. Генне О. В. Дистанционное обучение — новый шаг в развитии системы образований // Защита информации. Конфидент. – 2004. — № 3. — С. 36-39.
  8. Гомулина Н. Н. Методика дистанционной формы обучения учителей физики на курсах повышения квалификации // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2011. — № 10. — С. 50-61. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=17270601
  9. Дроздецкая Г. В. Вопросы дистанционного образования при обучении русскому языку и культуре речи // Философия образования. — 2011. — № 6 (39). — С. 307-315. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=17258475
  10. Дячкин О. Д. Опыт разработки методики компьютерного обучения математике // Открытое и дистанционное образование. — 2009. — № 4. — С. 24-30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13039246
  11. Жарова Е. Е. Использование методик дистанционного обучения в преподавании английского языка // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2008. — № 4. — С. 68-73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=10018906
  12. Мозолин В. П.  Телекоммуникационное и дистанционное обучение обучения // Информатика и образование. – 2007. — № 6. — С. 26-30. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=12844382
  13. Никифорова Е. И. От портала дистанционного образования к электронной системе дистанционной поддержки обучения // NOVAINFO.RU. — 2015. — № 39. — С. 250-253. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24984673
  14. Носова С. С. Экономическая теория. Дистанционное обучение // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Экономика» и экономическим специальностям для всех форм обучения. -М: Кнорус, 2008.  -С. 11-12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19853302
  15. Онегин В.И. Актуальные проблемы развития высшей школы. Эдукология — новая наука об образовании. Проблемы дистанционного обучения // материалы междунар. науч.-методол. конф. редкол.: В. И. Онегин — отв. ред. и др. — Сер. Труды Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии. — СПб: СПбГЛТА, 2005.- С. 101-102. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19927311
  16. Попов С. Н. Методика построения мультимедийного курса «Триботехника и надежность машин» на основе дистанционного компьютерного обучения студентов // Открытое образование. – 2004. — № 7. — С. 13-21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9169887
  17. Пьянзина Е. П.  Компетентность преподавателя дистанционного обучения как основа качества системы дистанционного обучения // В сборнике
    Россия в мире xxi века: между насилием и диалогом. -Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2013.  -144с . URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=29891087
  18. Раинкина Л. Н. Опыт проектирования и реализации виртуальной обучающей среды // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2008. — № 9. — С. 48-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11683845
  19. Сафронов В. П. О методике использования интерактивной обучающей среды «Курс физики» // Открытое и дистанционное образование. — 2008. — № 3. — С. 52-55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=14776788
  20. Селемнев С. В. Как в электронной форме представить учебное содержание? // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2010. — № 1. — С. 94-104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12996384
  21. Семенихина Ю.В., Галкин В.Г., Харламова Ю.Н., Кострыкина С.Э. // Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. -Чебоксары: Интерактив плюс, 2020. — С. 23-26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44029328
  22. Слободчикова А. А. Проблемы внедрения разработанных электронных учебных средств в образовательный процесс // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2008. — № 8. — С. 41-46. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=11158381
  23. Снегурова В. И. Возможности электронных образовательных ресурсов нового поколения для реализации дистанционного обучения математике // Открытое и дистанционное образование. — 2009. — № 4. — С. 38-43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13039249
  24. Тихомирова Ю. Е. Организация профильного интернет-обучения школьников: опыт «Телешколы» в Челябинской области и Пермском крае // Профильная школа. — 2008. — № 4. — С. 25-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11631467
  25. Чошанов М. А. Обучающие системы дистанционного образования // Школьные технологии. — 2011. — № 4. — С. 81-88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16886689

Библиографическая ссылка:

Хизбуллина Р.З., Галина Г.К., Султанова Р.М., Валеева А.И., Салемгараева Л.Р. Использование дистанционного обучения, как инновационной технологии современной системы образования во время пандемии // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.149-161. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.14