Марковчин С.Г., Садыков И.М.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.23
Марковчин Сергей Григорьевич —кандидат технических наук, начальник, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россия, E-mail: vivat91@mail.ru
Садыков Ильфат Мухарлямович —заместитель начальника, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россия, E-mail: imsadykov@mail.ru
Аннотация. В статье анализируется сущность, содержание и возможность современной войны, и необходимость для военных специалистов высокой военно-профессиональной направленности для успешного решения профессиональных задач. Анализируются основные подходы, существующие в российской педагогической и психологической науках, к определению сущности и содержания профессиональной направленности. Определена специфика этого понятия в военной психологии и военной педагогике. Исследованы факторы, влияющие на формирование военно-профессиональной направленности курсантов военных вузов. Показана необходимость учета в профессиональном воспитании будущих офицеров современных социальных условий и особенностей российской молодежи. Результаты проведенного исследования позволили сделать авторам следующее заключение о том, что работа по формированию духовно-ценностных основ, повышение благосостояния офицеров и их семей, откровенное представление современных угроз России, делают формирование военно-профессиональной направленности курсантов военных вузов более успешным. Повышение эффективности формирования военно-профессиональной направленности у курсантов военных вузов организуется в современных условиях в системе военно-политической работы. Ценностными основами военно-профессиональной направленности будущих офицеров, являются идея патриотизма и исторически сложившиеся смыслы и ценности российского офицерства, исторический и современный опыт военно-профессиональной деятельности российских военных специалистов в мирное время и боевой обстановке.
Ключевые слова: профессиональная направленность, военно-профессиональная направленность курсантов, необходимость формирования профессиональной направленности.
Литература:
- Бархаев Б.П., Караяни А.Г., Перевалов В.Ф., Сыромятников И.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. — М.: Воениздат, 2006. — 488 с.
- Богомолов А.Н. Показатели педагогической готовности выпускников вузов войск национальной гвардии Российской Федерации // ЦИТИСЭ. – 2020. — № 1 (23). — C. 206-215. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.19
- Гуслякова Л.Г., Говорухина Г.В. Трансформация смысложизненных ориентаций молодежи (2003-2013 гг.) // Образование и социальное развитие региона. — 2014. — № 1. — С. 51-59.
- Егорычев А.М., Мардахаев Л.В., Ахтян А.Г., Шимановская Я.В. Основы гражданственности и патриотизма в истории нашего Отечества // ЦИТИСЭ. — 2019. — №4 (21). С. 467— 476. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.44
- Карчакин А.Н. Особенности социализации личности в условиях военно-профессиональной среды // Мир науки, культуры и образования. — 2020. — № 2(81). – С. 240-242. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42837045
- Клименко П.В. Интеграция традиций и инноваций как ресурс патриотического воспитания курсантов военного вуза. Диссертация на соиск. уч. ст. канд. пед. наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. – Краснодар: КГУ, 2020. – 215 с.
- Коробейников М.П. Современный бой и проблемы психологии. – М.: Воениздат, 1972. – 235 с.
- Котухов А.Н., Моисеев А.А. Профессиональная направленность: сущность и структура // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 182-190.
- Кротова М.Н. О специфике индивидуально-психологических особенностей курсантов военного вуза на начальном этапе профессионализации // Вопросы теории и методики профессионального образования. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2018. – С. 143 — 147. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35677768
- Кунц Л.И. Профессиональная направленность и направленность личности Сибирский педагогический журнал. — 2013. — №4. — С. 137-140. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20171962
- Лутовинов В.И. Формирование уважения к прошлому и любви к Отечеству в процессе изучения истории в системе среднего образования // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: матер. всероссийской научно-практической конф. с дистанционным и международным участием / Отв. Ред. А.Ю. Нагорнова. — Ульяновск: Изд-во «Зебра», 2019. — С.147-151. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41890344
- Нурмухаметова Л.Б., Салаватова Г.Р., Бильданова В.Р. Профессиональная направленность студентов // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 94-95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21477249
- Основы военной психологии и педагогики: учеб. пособие / под ред. А.В. Барабанщикова, Н.Ф. Феденко. – М.: Воениздат, 1981. – 366 с.
- Пец О.И. Профессиональная направленность личности // Современная наука. — 2014. — № 1. — С. 35-41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25923617
- Попов И.М., Хамзатов М.М. Война будущего: Концептуальные основы и практические выводы. Очерки стратегической мысли. — М.: Кучково поле, 2016. — 832 с.
- Примаков В.Л. Социализация офицера в условиях военной службы: на примере Вооруженных Сил Российской Федерации. Дис. … д-ра. соц. наук: 22.00.08. — М., 2000. — 391 с.
- Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, Т.К. Ростовская и др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2019. – С. 152-188. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41222164
- Психология и педагогика высшей военной школы / под ред. А.В. Барабанщикова. — М.: Воениздат, 1989. — 366 с.
- Разгонов В.Л. Военно-профессиональное воспитание курсантов военных вузов и их профессиональная направленность // Гуманитарные проблемы военного дела. — 2015. — № 3 (4). — С. 140-143. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25597438
- Синицын К.В. Формирование военно-профессиональной направленности у курсантов военных вузов РВСН в современных условиях: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук: 20.02.02. — М., 2004. — 28 с.
- Утюганов А.А. Система ценностно-смысловых ориентаций курсантов вузов национальной гвардии: феноменология и психолого-педагогические детерминанты формирования. Диссертация на соиск. уч. ст. док. псих. наук: 19.00.07 – педагогическая психология. — Кемерово: КГУ, 2019. – 401 с.
Библиографическая ссылка:
Марковчин С.Г., Садыков И.М. Формирование профессиональной направленности курсантов военных вузов // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.273-282. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.23