ISSN 2409-7616

Бизяева Н.В.

РОЛЬ И МЕСТО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.01

Бизяева Наталья Владимировна — учитель, ГБОУ, г. Москвы «Школа № 2097», магистр, аспирант департамента педагогики Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия, РИНЦ SPIN-код: 6541-1493, ORCID 0000-0001-5081-8992, E-mail: bizyaeva1058@mail.ru

Аннотация. В международных исследованиях таких как PISA за период 2012-2018 годов места российских школьников находятся на уровне значительно ниже среднего уровня ОЭСР. Для изменения данной ситуации необходимо учесть опыт лидирующих стран мира, в которых обучение построено через исследовательскую и проектную деятельность. Ведущие эксперты отмечают, что в российских образовательных стандартах намного меньше, чем в странах — лидерах образования представлены практические задачи по освоению проектных и исследовательских навыков, а также кооперации и социального взаимодействия, выявляется низкий уровень владения современными технологиями. Федеральный государственный образовательный стандарт и Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (2018–2025 годы) выдвигают требования к обучению и воспитанию ребёнка с «навыками XXI века», включающие математические, читательские, научные, финансовые и глобальные навыки. Существует противоречие между необходимостью развития вышеуказанных компетенций среди учащихся на разных этапах, начиная с уровня начального образования, и неадекватной разработкой методов и технологий для достижения целей обучения на основе компетенций. Это противоречие объясняет актуальность выбранной темы. Функциональная математическая грамотность, согласно К.А. Краснянской и Л.О. Денищевой состоит из математических компетентностей, которые необходимо формировать средствами специально разработанной системы учебных задач, входящих в состав учебно-исследовательской деятельности. Ресурсы исследовательской деятельности способствуют формированию математической грамотности и универсальных компетенций. Вданной статье обоснована структура учебно-исследовательской деятельности, позволяющая развивать математическую грамотность младших школьников. Структура учебно-исследовательской деятельности обоснована средствами контент-анализа частотности использования этапов, входящих в структуру «учебно-исследовательской деятельности».  Представленная структура учебно-исследовательской деятельности способствует формированию математической грамотности позволяя тем самым формировать универсальные компетенции, которые в ФГОС НОО определены как «портрет выпускника начальной школы»

Ключевые слова: математическая грамотность, учебно-исследовательская деятельность, компетенции, ФГОС, начальное образование.

Литература:

  1. Averin S.A., Alisov E.A., Murodkhodzhaeva N.S., Information technologies in education: forming the competences of the future // International Journal of Engineering and Technology. — 2018.  — Vol. 7 (4.7). – P. 276-282. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36597146
  2. Alsina A. The Mathematics Teaching Itineraries Approach: Why? What for? And how to apply it in the classroom? // Tangram. — 2020. — № 2. —  P. 127-159. DOI: https://doi.org/10.30612/tangram.v3i2.12018
  3. Alsina A., García M. Eduard Torrent La evaluación de la competencia matemática desde la escuela y para la escuela // UNION. — 2019. — № 55. — P. 85-108.
  4. Бизяева Н.В. Развитие исследовательских умений при решении прикладных задач // E-SCIO. — 2019.  — № 5 (32) – С. 122-127. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38951282
  5. Бизяева Н.В. Формирование метапредметных результатов обучения младших школьников средствами учебно-исследовательской деятельности // Глобальный научный потенциал. — 2018. — № 12 (93). – С. 10-13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37129302
  6. Biziaeva N.V., Konstantinova N.D. Axiological aspects of education and research activities in teaching mathematics at the primary level of education // Eurasian journal of biosciences. — 2020. — № 1. – P. 897-899.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43290150
  7. Букушева А.В.  Учебно-исследовательские задачи в подготовке бакалавров-математиков // Вестник пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: информационные компьютерные технологии в образовании. — 2015. — №11. – С. 85-93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26274808
  8. Валеева О.А.  Технологическое обеспечение организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. — 2017.  — № 6. – С. 203. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32390500
  9. Далингер В.А. Учебно-исследовательская работа учащихся, основанная на использовании наглядных образов математических объектов // Национальная ассоциация ученых. — 2019. — № 45 (1). – С. 32 – 36.  DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2019.1.45.34
  10. Егупова М.В. Методическая система подготовки учителя к практико-ориентированному обучению математике в школе. Монография. – М.: МПГУ, 2014. – 220 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23998161
  11. Зуев П.В., Кощеева Е.С. Реализация требований ФГОС при организации исследовательской деятельности учащихся на основе компьютерного моделирования в процессе обучения физике. Монография. – М.: Уральский государственный педагогический университет, 2019. – С. 112 – 133. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41407282
  12. Иванова Т. А., Ульянова В.И. Методика работы с задачей на уроке математики в контексте ФГОС ООО нового поколения // В книге: Подготовка будущего учителя к проектированию современного урока. Монография. Под редакцией Н. В. Кузнецовой Е. В. Белоглазовой. -Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2016. — С. 207-225.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29074351
  13. Клещёва И.В. Организация опытно-экспериментальной работы школы по формированию учебно-исследовательской деятельности учащихся // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2015. — № 2 (18). – С. 114-121. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23882640
  14. Клещёва, И.В. Инновации в школьном математическом образовании: проблемы реализации // Научное мнение. — 2020. — № 1-2. – С. 18 – 24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42561526
  15. Константинова Н.Д. Ключевые ценности отечественного образования в трудах К. Д. Ушинского // Проблемы современного образования. — 2020. — № 2. – 103-107. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42873443
  16. Мирошникова Д.В. Педагогическая практика как средство развития креативности будущего учителя. Оренбург, 2019. – 98 с.   URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38223505
  17. Осипенко Л.Е. Теория и практика организации научно-практического обучения школьников / Монография. – М.: ИИУ МГОУ, 2014. – 290 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007576312
  18. Осипенко Л.Е. Математическое содержание учебно-исследовательской деятельности по естественнонаучным дисциплинам // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. — 2013. — №3. – С. 32-36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20377342&
  19. Осипенко Л.Е. Интеграция науки, образования, бизнеса в формате научно-практического обучения школьников // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2017. — Т. 7, № 6. – С. 212-231. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30794037
  20. Романов П. Ю., Беликов В. А., Валеев А. С., Филиппов А. М., Дидактика практико-ориентированного образования // Монография, 2-е издание, исправленное и дополненное. — Сер. Научная мысль. — М.: ИНФРА-М, 2020. – 323 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41333839
  21. Рыжик В.И.  Школьная математика как введение в науку // Математика в школе. — 2019. — №2.  – С. 61 – 67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37606121
  22. Савенков, А. И., Романова, Н.А., Калиниченко, А.В. Композиционная структура современного урока математики в начальной школе // Начальная школа. — 2020. — № 8. — С. 44-48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43791675
  23. Савенков А.И., Львова А.С., Любченко О.А., Осипенко Л.Е. Деятельностный подход к подготовке будущих педагогов к руководству исследовательским и проектным обучением младших школьников  // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. — 2016. — № 2 (36). — С. 54-61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26223885
  24. Ястребов А.В. Исследовательское обучение математике в школе. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. – 158 с.             ISBN 978-5-00089-240-4
  25. Ястребов А.В. Обучение математике в вузе как модель научных исследований. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Монография. – М.: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2017. – 306 с.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29402573

Библиографическая ссылка:

Бизяева Н.В. Роль и место математической грамотности младших школьников в системе учебно-исследовательской деятельности современной школы // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.7-16. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.01