ISSN 2409-7616

Шарова Е.И.

МОБИЛИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.23

Шарова Елена Ивановна —кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики, Адыгейский государственный университет, Майкоп, Республика Адыгея, Россия, РИНЦ SPIN-код: 5965-0547, ORCID: 0000-0003-0043-0345, E-mail: e.sharova01@gmail.com

Аннотация.  Статья посвящена теоретическому обоснованию модели дистанционного образования, которую при определенных условиях можно реализовывать глобально (на территории страны, округа или региона), а также как единственно возможную. Исследование строилось на научных положениях, концепции и теории исследователей, занимающихся вопросами развития дистанционного образования, а также анализе практики применения электронного обучения и дистанционных технологий в условиях пандемии. Предложена мобилизационная модель дистанционного образования, основанная на мобилизации всех видов ресурсов образовательных организаций, объединенных в виртуальные образовательные кластеры. Организационно мобилизационная модель представляет собой систему взаимосвязанных элементов (кластеров), обеспечивающих ее функционирование и устойчивость в условиях электронного обучения и дистанционных технологий, в том числе при отсутствии возможности  применения других моделей образования в определенных обстоятельствах. Дано определение образовательному кластеру как группы вузов и других, входящих в них структур, взаимодополняющих друг друга и усиливающих их потенциал, как в отдельности, так и в целом. Виртуальный образовательный кластер  существует при определенных условиях и исчезает при исчезновении этих условий.  Описаны центры виртуальных образовательных кластеров и их «спутники». Представлена схема взаимодействия образовательных организаций с разграничением полномочий в образовательном процессе и распределением ресурсов (вертикаль виртуального образовательного кластера). Модель дистанционного образования так же описана как множество, элементами которого являются различные модели дистанционного обучения. Дана характеристика свойств модели: эмерджентность, эгрессивность, гибкость, динамичность, вариативность, сохранность. Описаны условия достижения качества дистанционного образования в условиях реализации мобилизационной модели.

Ключевые слова: модель образования,модель дистанционного образования, модель дистанционного обучения, мобилизационная модель, образовательный кластер.

Литература:

  1. Андреев А.А. Некоторые особенности отечественного дистанционного обучения // Коммуникативные платформы для социальных и медийных инноваций: материалы Первой Международной научно-практической конференции. -Москва: Академия медиаиндустрии, 2014. — С. 192-197. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22975580
  2. Годунов И.В., Дадалко В.А. Инновационные модели управления и наукометрические исследования в сфере образования: монография. — М.: ИАП РАН: ЕУНХ, 2019. 388 с.
  3. Даниленко Л.П., Осипова Е.Ю.  Перспективы развития дистанционного образования в высшей школе // Дневник науки. — 2020. — № 3 (39). — С. 14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42679095
  4. Ерёмин А.В., Орлова О.Н.  Дистанционное образование как одна из форм реализации концепции открытого образования в мировом масштабе // Пожарная и техносферная безопасность: проблемы и пути совершенствования. — 2020. — № 1 (5). — С. 254-256. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42606455
  5. Заканова А.Н.  Реализация дифференцированного подхода в обучении в рамках дистанционного образования // Образование и наука в России и за рубежом. — 2020. — № 4 (68). — С. 152-155. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42764456
  6. Захарова У.С., Танасенко К.И. МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей // Вопросы образования. — 2019. — № 3. — С. 176-202. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39555190
  7. Князев Е.А., Дрантусова Н.В. Европейское измерение и институциональная трансформация в российском высшем образовании // Вопросы образования. — 2014. — № 2. — С. 109-131. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21946490
  8. Козыбаев Е.Ш., Пономаренко Е.В., Бондаренко В.П. Переход системы непрерывного педагогического образования в кластерную модель развития: методика мотивации прекластеров // Социосфера. — 2020. — № 2. — С. 104-107. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42965920
  9. Кузиев Ш., Рахмонова С. Дистанционное обучение и технология — будущее национального образования // Иностранные языки в Узбекистане. — 2018. — № 1 (20). — С. 118-129. URL: https://journal.fledu.uz/ru/distantsionnoe-obuchenie-i-tehnologiya-budushhee-natsionalnogo-obrazovaniya/
  10. Магомедов М.М.  Дистанционное обучение в сфере образования // Наука: общество, экономика, право. — 2020. — № 2. — С. 331-336. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42768564
  11. Микуленок Ю.А., Микуленок А.А., Соляник В.В.  Некоторые вопросы дистанционного образования // The Scientific Heritage. — 2020. — № 46-4 (46). — С. 42-44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42812884
  12. Михайлова А.Н.  Актуальность развития дистанционного образования в современном обществе // Вопросы педагогики. — 2020. — № 4-2. — С. 241-243. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42781526
  13. Муратов А.С., Поварич И.П. Синергизм и эмерджентность: генезис их гармонизации в экономике и управлении // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 271–275. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17682849
  14. Насибуллов Р.Р., Насибулова Г.Р. Дистанционное обучение как современное средство непрерывного образования // Образование и саморазвитие. — 2012. — № 3. — С. 48-53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18055287&
  15. Омурканова Ч.Т.  Место дистанционного образования в системе непрерывного образования // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. — 2019. — Т. 1, № S-2. — С. 72-76. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42826785
  16. Ораз С.А. МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки // Знание. — 2020. — № 6 (82). — С. 60-64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43105808
  17. Редванов А.С. МООК в контексте современного цифрового образования // StudNet. — 2020. — Т. 3, № 9. — С. 1289-1295. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43005104
  18. Русакова И.В. МООК как инструмент перехода к цифровой экономике в РФ // Гипотеза. — 2018. — № 1 (2). — С. 11-21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39155764
  19. Садовская В.С., Ремизов В.А. Концептуализация перехода от модели дополнительного профессионального образования к модели непрерывного образования в течение жизни // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2018. — № 6 (86). — С. 138-145. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37292190
  20. Сергиенко И.В. Oсновы моделирования процесса дистанционного обучения // Инновации в образовании. — 2005. — № 2. — С. 43-53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9228074
  21. Серебровская Т.Б., Морозов В.О.  Современный этап развития дистанционного образования // Вестник Академии. — 2019. — № 4. — С. 86-95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42854888
  22. Старожилова О.В.  Потенциальные возможности дистанционного образования в развитии инновационной модели обучения // Актуальные научные исследования в современном мире. — 2020. — № 5-7 (61). — С. 225-228. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43052729&
  23. Чернова В.А. Инновационная политика в образовании модели дистанционного образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2011. — № 10-1. — С. 126-128. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16899505
  24. Шайтура С.В. Дистанционное образование во время пандемии // Славянский форум. — 2020. — № 2 (28). — С. 201-205. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42884248
  25. Шарипова Ф.С., Кунгиротова А.И., Якубова М. Внедрение систем и моделей дистанционного образования в преподавании естественных наук // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 331-333. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=42757627
  26. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н.  Плюсы и минусы дистанционной системы образования в вузе // Обзор педагогических исследований. — 2020. — Т. 2, № 3. — С. 21-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42679325
  27.  Daniel J.S. Open Universities: Old concepts and contemporary challenges // International Review of Research in Open and Distance Learning. — 2019. — Vol. 20, №. 4. — P. 196-211. DOI: 10.19173/irrodl.v20i3.4035
  28. Guri-Rosenblit S. Open Universities: Innovative past, challenging present, and prospective future // International Review of Research in Open and Distance Learning. — 2019.  — Vol. 20, № 4. — P. 180-194. DOI: https://doi.org/10.19173/irrodl.v20i4.4034
  29. Rafiq M.Y., Azad M.U.-D., Rafique A., Chang L.S. Development of a model for retention of MS/MPhil students at virtual university (VU) of Pakistan // International Journal of Distance Education Technologies. — 2020. — Vol. 18, № 2. — P. 1-18. DOI: https://doi.org/10.4018/IJDET.2020040101
  30. Uribe S.N., Vaughan M. Facilitating student learning in distance education: a case study on the development and implementation of a multifaceted feedback system // Distance Education. — 2017. — Vol. 38,  № 3. — P. 288-301. DOI: 10.1080/01587919.2017.1369001
  31. Zhang J., Lou X., Zhang H., Zhang J. Modeling collective attention in online and flexible learning environments // Distance Education. — 2019. — Vol. 40, № 2. — P. 278-301. DOI: https://doi.org/10.1080/01587919.2019.1600368

Библиографическая ссылка:

Шарова Е.И. Мобилизационная модель дистанционного образования // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3. – С.265-277. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.23