ISSN 2409-7616

Дмитриева У.М., Кузнецова М.В.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ БАКАЛАВРОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО ЖУРНАЛА)

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.21

Дмитриева Ульяна Михайловна — кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск, Россия, E-mail: ulyana2019@yandex.ru

Кузнецова Мария Владимировна —учитель английского языка,  МБОУ г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 155», Новосибирск, Россия, E-mail: golubeva19952001@yandex.ru

Аннотация. Изменяющие условия жизни общества, ориентация на субъектную позицию в системе образования, потребность в ответственных и творческих педагогах – эти и другие факторы обусловливают необходимость формирования и развития активной и творческой позиции будущих педагогов. Основной постулат представленного исследования заключается в том, что творческая инициатива рассматривается как одна из основ формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций педагога. В статье представлены результаты теоретического и практического исследования возможностей развития творческой инициативы студентов педагогического вуза в специально организованном проектировании детского журнала. В качестве методологической базы были выбраны теории развивающего обучения и развития познавательного интереса. Кратко охарактеризованы теоретические положения развития творческой инициативы. Подробно описаны все этапы исследования. Акцент сделан на подготовительном этапе, давшем студентам исторические и теоретические знания по детской журналистике. Важными педагогическими условиями организации проектирования журнала выступили поощрение продуктивной деятельности, самостоятельности, самовыражения, акцент на осознании себя как субъекта деятельности, отсутствие критики, мягкость руководства процессом. Оценивание продукта деятельности испытуемых проводилось на основании семи критериев, разработанных авторами. Критерии соотнесены с компонентами творческой инициативы и составляющими общепрофессиональных и профессиональных компетенций, при этом приоритет отдавался деятельностному компоненту и конкретным умениям испытуемых. Представлен подробный качественный анализ продукта проектирования с цитатами из рефлексивных эссе студентов. Подавляющее большинство испытуемых продемонстрировало высокий уровень развития творческой инициативы. Сделаны выводы об эффективности использования проектирования журнала как средства развития творческой инициативы будущих педагогов.

Ключевые слова: профессиональное образование, общепрофессиональные компетенции педагога, профессиональные компетенции педагога, творческая инициатива, детская журналистика, детские журналы, проектирование.

Литература:

  1. Алибаева Л.Н. Метод проектов на уроках английского языка как условие развития личности ученика // Вестник современной науки. – 2017. — № 2-2 (26). – С. 17 – 19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29207300
  2. Ануфриев Е.А., Царев Д.В. Творческая инициатива как фактор формирования профессиональных (музыкально-исполнительских) компетенций обучающихся в вузе // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2015. — Т. 14. — № 6 (133). – С. 141 – 149. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25656159
  3. Белоруссова С.А. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий при работе с печатными и рукописными детскими журналами // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2018. – Т. 9. — № 1. – С. 185 – 190. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32501693
  4. Бодьян Л.А., Калугина Н.Л., Варламова И.А., Гиревая Х.Я., Бодьян А.Н. Контекстно-модульный подход к формированию творческой инициативности студента // Современные наукоемкие технологии. – 2015. — № 9. – С. 99 – 102. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24332454
  5. Васильковская М.И. Развитие творческих инициатив участников молодежных объединений // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 27. – С. 176 – 182. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21495011
  6. Деветьярова Р.З., Овсянникова О.А., Пантя О.М. Детская журналистика в условиях детского сада // Образование в Кировской области. – 2017. — № 2 (42). – С. 31 – 33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29817318
  7. Десяев С.Н., Десяева Н.Д. Дидактическая направленность игровых приемов и технологий в детской журналистике // Современные проблемы науки и образования. – 2015. — № 2-2. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24921198
  8. Дмитриева У.М., Чеснокова Г.С. Инновационная деятельность студентов как условие их профессионального становления // Думский вестник: теория и практика дополнительного образования. – 2017. — № 1 (9). – С. 102 – 105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29908871
  9. Ермакова Т.В., Усманова Ф.Г., Чирковская О.Н. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста // Методист. – 2015. — № 8. – С. 64 – 67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26622545
  10. Капустина Г.Л. Детская периодика: исторический, функционально-типологический и содержательный аспекты // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. – 2014. — № 1(129). – 99 – 105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22914429
  11. Коханая О.Е. Детская журналистика как творческий процесс // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. — № 2 (52). – С. 126 – 130. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18898214
  12. Лярский А.Б. «Мы сами создали себе свой мир…»: школьные рукописные газеты и журналы начала XX в. как фактор социализации // Новейшая история России. – 2014. — № 2 (10). – С. 179 – 196. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21844187
  13. Макаренко Е.Ю. Детские иллюстрированные журналы в условиях постсоветской трансформации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2018. – Т. 1. – № 1. – С. 128 – 137. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32615016
  14. Макаренко Е.Ю. Дореволюционные детские журналы: типология и дизайн // Альманах современной науки и образования. – 2016. — № 3 (105). – С. 67 – 73. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25599660
  15. Поличка А.Е., Лучанинов Д.В. Творческая инициатива студентов бакалавриата на основе интерактивности информационно-образовательной среды // Образовательные технологии и общество. – 2015. – №3. – С.436 – 451. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24102771
  16. Ремезова К. В. «…Затея детей, проведенная в жизнь «взрослыми»: сборник рисунков и рассказов «наш журнал» (1916) // Детские чтения. – 2014. – Т. 6. — № 2. – С. 38 – 50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25220173
  17. Степашов Н.С., Дремова Н.Б., Конищева Е.В. Инициатива в инновационном образовании: методологический аспект // Коллекция гуманитарных исследований. – 2018. ‑ № 2. – С. 78 – 85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34969049

Библиографическая ссылка: 

Дмитриева У.М., Кузнецова М.В. Развитие творческой инициативы бакалавров как составляющая профессионального образования будущих педагогов (на примере проектирования детского журнала) // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3. – С.243-252. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.21