ISSN 2409-7616

Давыдова Ю.А., Каргаполова Е.В., Денисенкова Н.Н.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СПРАВЕДЛИВОСТИ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.20

Давыдова Юлия Александровна —кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и социологии, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва, РИНЦ SPIN-код: 2967-8794, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5660-328X, Е-mail: ylkadav@mail.ru

Каргаполова Екатерина Владимировна — доктор социологических наук, профессор кафедры политологии и социологии, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва, РИНЦ SPIN-код: 3776-0757, ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-2892-3953, Е-mail: k474671@list.ru

Денисенкова Наталья Николаевна —кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и социологии, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва, РИНЦ SPIN-код: 9728-8215, ORCID: https://orcid.org/0000-003-4795-7662, Е-mail: natalya652008@yandex.ru

Аннотация. Экономические основы принципа справедливости являются одним из основных в государственной образовательной политике. Целью данного исследования является выявление условий, способствующих реализации принципа справедливости в системе среднего образования. Содержательную основу статьи составляет анализ того, насколько полно данный принцип реализуется в современной российской школе. В работе рассматриваются два основных аспекта принципа справедливости: справедливость по отношению к средней школе как социальному институту и справедливость в образовательной школьной среде. Авторы обращают внимание на принцип остаточного бюджетного финансирования по отношению к системе российского образования, на диспропорции в качестве образования в различных регионах и в городских и сельских школах. В статье подчеркивается связь реализации принципа справедливости и информационного неравенства в современном обществе. Авторы отмечают тот факт, что в рамках национального проекта «Образование» государство вкладывает значительные средства, чтобы сократить диспропорции в обеспеченности школ профессиональными кадрами и современным оборудованием. Для выяснения того, насколько полно реализуется принцип справедливости в учебном процессе российских школ, авторами было проведено конкретное социологическое исследование, целью которого было выявление мнения учащихся 7-11 классов о справедливости в образовательном процессе. На основании данного исследования авторы сделали выводы о том, что большинство учащихся считают, что данный принцип в достаточно полной степени реализуется в процессе обучения по пятибалльной системе оценивания знаний конкретного ученика. В то же время они отметили, что оценивание ОГЭ и ЕГЭ требует доработки и не всегда справедливо. В заключении авторы сделали вывод о том, что реализация принципа справедливости в системе школьного образования – один их факторов успешной социализации молодежи.

Ключевые слова: справедливость, среднее образование, школа, учебный процесс, образовательная среда.

Литература:

  1. Алексеева М. С. Реализация принципа справедливости в образовании. // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 20 (62). – С.82–84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26463653
  2. Беляева Л. А. Материальное неравенство в России. Реальность и тенденции // Социологические исследования. – 2007. – № 11. – С. 29–41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9916916
  3. Бессуднов А.Р., Малик В.М. Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9 класса средней школы // Вопросы образования. – 2016. – №1. – С. 135–167. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-135-167 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25774649
  4. Бомбарделли О. Образование для устойчивого развития и мира // Вестник Донецкого педагогического института. – 2017. – № 3. – С. 5–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35059625
  5. Горин Д. Г., Ницевич В. Ф. Справедливость в сфере образования: социальные тенденции и управленческий подход в трансформирующемся обществе // Среднерусский вестник общественных наук. – 2016. – Т. 11. — № 6.  С. 61–66. DOI: 10.12737/23971 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28201807
  6. Данилова Е. Н. Трансформации социальной политики и дискурса социальной справедливости в России // Мир России. – 2018. – Т. 27. – № 2. – С. 36–61. DOI: 10.17323/1811-038X-2018-27-2-36-61 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32811137
  7. Дулина Н. В. Молодежь России: интенция к справедливости (по итогам прикладного социологического исследования) // Primo aspectu. – 2017. – № 2 (30). – С. 7–14. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=34526029
  8. Евсеев В.О. Методы исследовательской работы в молодёжной среде: учебн. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2012. -237 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23983405
  9. Евсеев В.О. Инновационная экономика молодёжной среды: учебн. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2011. -342 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19672322
  10. Ильина О. А. Понятие справедливости в контексте образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. – № 50-51. – С. 36–43. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=34064446
  11. Капуза А. В., Керша Ю. Д., Захаров А. Б., Хавенсон Т. Е. Образовательные результаты и социальное неравенство в России: динамика и связь с образовательной политикой // Вопросы образования. – 2017. – №4. – С. 10–35 DOI: 10.17323/1814-9545-2017-4-10-35 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35061790
  12. Карчагин Е. В. Нормы справедливости в области образования // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. – 2013. – № 14. – С. 127–131 URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=33333387
  13. Костылева Л. В. Неравенство населения России: тенденции, факторы, регулирование. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. – 221 с.
  14. Косякова Ю., Ястребов Г., Янбарисова Д., Куракин Д. Воспроизводство социального неравенства в российской образовательной системе // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2016. – Т. 19 – №5. – С. 76-97 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29304953.
  15. Леонидова Г. В., Головчин М. А. Тенденции развития сферы образования в регионах России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2013. – № 4 (28). – С. 43–52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20263955.
  16. Мруз А., Оцеткевич И., Томчик Л., Валотек-Щчаньска К., Ротт Д. Устойчивое развитие в учебных программах средних школ // Вопросы образования. – 2020. – № 1. – С. 182–204. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-182-204 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42744441
  17. Образование в современном российском регионе: качество, состояние, проблемы, тенденции / колл. авт.; под общ. ред. Е. В. Каргаполовой. -Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2013. — 194 с.
  18. Ольшанникова Н.А. Формирование современных ценностных ориентиров в образовании // Вестник сибирского государственного университета путей сообщения: гуманитарные исследования. – 2018. – №2 (4). – С. 54–59 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37056206
  19. Попова Л. В. Гендерные аспекты самореализации личности. – М.: Прометей, 1996. – 42 с.
  20. Сквирский В. Я. К вопросу о компромиссе между принципами социальной справедливости и экономической эффективности в образовании // Экономика образования. – 2012. – № 1. – С.108–112.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19049147
  21. Фурсова В. В., Ханнанова Д. Х. Социальное неравенство в системе образования: отечественные и зарубежные теории исследования. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 280 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22321057.
  22. Banks J. Multicultural education: Characteristics and goals. In J. Banks, C. Banks. (Eds.), Multicultural education: Issues and perspectives. — Boston: Allyn & Bacon, 1989. -P. 3-31.
  23. Beane J.A., Apple M.W. The case for democratic schools. Lessons in powerful education. Portsmouth, NH: Heinemann, 2007. -P. 1 – 29.
  24. Bonilla-Molina L. Covid-19 on Route of the Fourth Industrial Revolution. Postdigit Sci Educ, 2020. DOI:10.1007/s42438-020-00179-4
  25. Bourdieu P., Passeron J. C. Reproduction in Education, Society and Culture (2nd edn). — London: Sage, 1990. — P. 3-31.
  26. Coleman J. S. Social capital in the creation of human capital // American Journal of Sociology. -1988. — P. 1-24.
  27. Durkheim E. Socialism. -New York: Collier Books, 1962. — 68 p.
  28. Engelbrecht J., Borba M.C., Llinares S. Will 2020 be remembered as the year in which education was changed? // ZDM Mathematics Education. – 2020. -Vol. 52. — P. 821–824. DOI:10.1007/s11858-020-01185-3
  29. Lopez-Agudo L.A., Ropero-García M.Á. Out-of-School Use of Time and Its Association with Gender Differences in Educational Outcomes // Child Ind Res. – 2020. — Vol. 13.  — P. 1335–1369. DOI: 10.1007/s12187-019-09701-y
  30. Parker W. Teaching democracy: Unity and diversity in public life. -New York: Teachers College Press, 2003. — P. 131-158.
  31. Twenge J. M. Why today’s super-connected kids are growing up less rebellious, more tolerant, less happy – and completely unprepared for adulthood – and what that means for the rest of us. — New York: Atria Books. 2017. — 406 p.
  32. Wood G.H. Schools that work: America is most innovative public education programs. — New York: Plume, 1992. — 290 p.

Библиографическая ссылка: 

Давыдова Ю.А., Каргаполова Е.В., Денисенкова Н.Н. Национальный проект «Образование» и реализация принципа справедливости в сфере среднего образования // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3. – С.228-242. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.20