ISSN 2409-7616

Шилкина А.Т., Филиппова И.В., Карпушкин В.В.

НАУЧНАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.03

Шилкина Альвина Тариеловна — кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», Саранск Россия, SPIN-код: 3616-0871, E-mail: alvina_2007@list.ru

Филиппова Ирина Викторовна — кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», Саранск Россия, SPIN-код: 9048-0850, E-mail: Irinafilippova82@mail.ru

Карпушкин Владимир Васильевич — магистрант кафедры управления качеством, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», Саранск Россия, SPIN-код: 5584-5489, E-mail: gnom-vova@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся научных основ методических рекомендаций к организации процесса планирования и разработки учебных образовательных программ. Авторы считают, что проектирование учебной программы – это целенаправленная организация учебной программы в рамках курса. Когда преподаватели разрабатывают свои учебные программы, они определяют, что будет сделано, кто и когда, а также какова цель каждого курса. Важно, что учебная программа содержит знания и навыки, которые студент должен освоить для того, чтобы перейти на следующий уровень. Разрабатывая учебную программу, преподаватели гарантируют выполнение необходимые требования всех заинтересованных сторон, при этом они используют различные подходы и методы обучения, которые помогают им достичь своих целей. В результате проведенного исследования определены ключевые аспекты целей устойчивого развития в контексте качества образования, сформулированные в  рамках Конференции ООН «Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года», являющиеся базисом для обеспечения эффективного процесса планирования и разработки учебных образовательных программ; обоснована важность этапа проектирования и разработки учебных программ с ориентацией на учащихся, основанного на проблемно-ориентированном подходе; выявлены ключевые преимущества модульно-пошаговой структуры  учебной программы, позволяющие подбирать соответствующий уровень сложности задач и не перегружать занятия. Результаты исследования могут применяться профессорско-преподавательским составом в процессе создания учебных программ по различным гуманитарным и инженерно-техническим направлениям подготовки, для разработки спецкурсов и совместных образовательных проектов.

Ключевые слова: учебная программа, цикл программы обучения, модуль, урок, проблемно-ориентированное проектирование, принципы разработки учебных курсов.

 

Литература:

  1. Адлер Ю. Учиться, учиться и любить учиться! / Ю. Адлер, Э. Кондратьев // Стандарты и качество. — 2019. — № 7 (985).  —  С. 100-105. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38303401
  2. Биктимиров М.Р. Управление информацией в образовательных программах современного университета / М.Р. Биктимиров, О.А. Красуля // Качество. Инновации. Образование. — 2018. — № 7. — С. 35-41. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=36760898
  3. Блинов В.И. Методические рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов / Авт.- сост.: В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина. – М.: ФИРО РАНХиГС. – 2019. – 42 с.
  4. Волошина И.А. Развитие системы профессиональных квалификаций / И.А. Волошина, А.Н. Лейбович. – М.: Изд-во «Перо», 2018. – 20 с. ISBN 978-5-00122-804-2
  5. Гарелина С.А. Опыт разработки электронного учебного пособия «Метрология, стандартизация и сертификация» с использованием языка htm / С.А. Гарелина, А.А. Горячев, К.П. Латышенко // Качество. Инновации. Образование. — 2017. — № 1 (140). –  С. 33-39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28994136
  6. Гастев А.К. Как надо работать / А.К. Гастев. – М.: Экономика, 1972. – 133 с.
  7. Гастев А. К Трудовые установки / А. Гастев, Ю. ГастевЕ. Петров; 3-е изд. – М.: Либроком, 2011. – 344 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19571092 ISBN 978-5-397-01999-6
  8. Горбашко Е. Оценка качества взаимодействия в условиях цифровой экономики / Е. Горбашко, А. Фролков // Стандарты и качество. –2020. — № 2 (992). – С. 62-65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42313619
  9. Давыдов В.В.Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Интор, 1996. –544 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32524321
  10. Клинк О.Ф. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования: Практическое пособие / Клинк О.Ф., Е.Ю. Есенина, В.И. Блинов и др. – М.: ФИРО, 2016. – 256 с. ISBN 978-5-85630-127-3
  11. Лейбович А.Н. Разработка и применение оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов: сборник методических рекомендаций / А.Н. Лейбович, А.А. Факторович, А.С. Перевертайло, др. – М.: Изд-во «Перо», 2017. – 321 с. ISBN 978-5-00122-042-8
  12. Методические рекомендации по подготовке рабочих кадров на основе дуального образования / Агентство стратегических инициатив по  продвижению новых проектов, Минобрнауки России, ФИРО. – М., 2016. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://docplayer.ru/26260106-Metodicheskie-rekomendacii-po-realizacii-dualnoy-modeli-podgotovki-vysokokvalificirovannyh-rabochih-kadrov.html (Дата обращения 01.07.2020)
  13. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. – М.: Высшая школа, 1986. – 288 с.
  14. Присяжная А. Ф. Профессиональное становление педагога на основе системы формирования прогностической компетентности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2005. – № 27. – С. 324-329. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26686269
  15. Токарева Н.С. Теоретические аспекты развития инновационной деятельности вуза / Н.С. Токарева, В.С. Васильцов, А.А. Котин // Качество. Инновации. Образование. – 2017. – № 12 (151). – С. 17-22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32422818
  16. Шилкина А.Т. Обеспечение устойчивого развития образовательных организаций на основе стандартизации систем менеджмента / А.Т. Шилкина // Качество. Инновации. Образование. – 2019. – № 6 (164). – С. 15-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43062508
  17. Biggs J., Tang C. Teaching for Quality Learning at University: — McGraw-Hill Education, 2011. – P. 270-290.
  18. Fry H., Ketteridge S., Marshall S. A Handbook for Teaching and Learning in Higher Education: Enhancing Academic Practice (3rd ed.). — NY, United States: Routledge, 2009. – 200 p. ISBN 074-943-877-0
  19. Naqvi S. Curriculum Development Windows on practice guide B.Ed. (Hons.) Elementary. Higher Education Commission, 2012. – 170 p.
  20. Prince M., Felder R. Inductive Teaching and Learning Methods: Definitions, Comparisons, and Research Bases // Journal of Engineering Education. – 2006. – № 95(2). – P. 123-138. DOI: 1002/j.2168-9830.2006.tb00884.x

 

Библиографическая ссылка: 

Шилкина А.Т., Филиппова И.В., Карпушкин В.В. Научная основа разработки методических рекомендаций к организации процесса планирования и разработки учебных образовательных программ // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3. – С.27-37. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.03