ISSN 2409-7616

Тигишвили Н.Н.

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.09

Тигишвили Нона Нодаровна —кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия, РИНЦ SPIN-код: 7457-1418, E-mail: snogayeva75@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей гендерной социализации как важному инструменту моделирования поведения в семье и в обществе, выявлению исторического, культурного и социального контекстов, позволяющих мужчине и женщине осмысливать и использовать воздействие гендерных стереотипов на процессы их самореализации. Особое внимание в статье уделяется таким категориям, как: гендерные стереотипы, отражающие поло-ролевые и статусные характеристики мужчин и женщин; гендерные позиции, устанавливающие доминирующее положение мужчин и подчиняющую практику женщин; гендерные отличительные признаки и признание этих отличий (одобрительного или не) на личностную жизненную колею мужчины и женщины, потребности и возможности их саморегуляции и саморазвития; гендерная социализация как важный аспект в психологическом и социальном развитии мужчины и женщины. Жесткое проявление гендернной стереотипизации не только отрицательно воздействует на внутреннее состояние личности, но и может нанести непоправимый вред психическому здоровью как женщины, так и мужчины. Исходя из сказанного, в статье автором доказывается тезис о том, что функционируют различные видимые и невидимые факторы, воздействующие на процесс гендерно-ролевой социализации личности, которые могут проявляться уже с раннего детства и до глубокой старости. Помимо этого, гендерные стереотипы закрепляются в сознании человека в виде конструктивных схем, с помощью которых человек с наибольшей достоверностью примечают и сохраняет в памяти образы, укрепляющие позиции относительно гендерных стереотипов. В заключении автор пришел к выводу, что необходимо не только проводить среди населения профессиональную психолого-педагогическую деятельность, направленная на раскрытие механизмов вырабатывания устойчивой гендерной идентичности во всевозможных временных и социокультурных рамках, но и реализация гендерного подхода во всех сферах гражданского общества с учетом биосоциальной природы гендера. Важно также обоснование различных трансформаций идентичности у мужчины и женщины в соответствии с социокультурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Ключевые слова: гендер, гендерная социализация, гендерные роли, гендерная идентичность, моделирование гендерного поведения в обществе социальные роли мужчины и женщины.

Литература:

  1. Аграшева О.Е. Гендер в междискурсивном пространстве политического и экономического дискурсов (на примере выступлений американских женщин-политиков) // Россия и Запад: диалог культур. — 2019. — № 22. — С. 73-78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41440074 
  2. Бекоева М.И. Интеграция рынка труда и рынка образовательных услуг как условие устойчивого социально-экономического развития государства // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. — 2019. — Т.7, — № 3 (26). — С. 459-468 DOI: 10.23888/humJ20193459-468 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40380823
  3. Бендас Т. Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 412 с.
  4. Воронова А.В. Гендер как предмет междисциплинарного анализа // Ярославский педагогический вестник. — 2015. — Т. 2. — № 2. —  С. 196-201. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23323079
  5. Гасанова Б.М., Муталимова А.М., Даудова Д.М. Влияние гендера на брачно-семейный конфликт // International Journal of Medicine and Psychology. — 2019. — Т. 2. — № 4. – С. 207-212. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39186210
  6. Гахраманова Г.Н. Определение понятия «гендер»: социальный и биологический пол человека // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2015. — № 1 (20). — С. 237-239. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23453686
  7. Гневашева В.А. Гендер и высшее профессиональное образование: аспекты доверия // В сборнике: Гендерные отношения в современном мире: управление, экономика, социальная политика. — Иваново: Ивановский государственный университет, 2019. – С. 309-313. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41234915
  8. Коган Б.М., Викторова О.А. Гендерный аспект личностного развития на различных этапах подросткового возраста // Системная психология и социология. — 2015. – № 2 (14). – С. 25-30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24850886
  9. Раҳмонзода Г.Р. Теоретические основы формирования гендера как научного направления // Известия Института философии, политологии и права имени А.Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан. — 2019. — № 2. — С. 124-129. URL:   https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41160185.
  10. Соколов В.Ю. Гендер как социокультурная особенность личности // Проблемы современного образования. — 2017. – № 6. – С. 300-307. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32298348
  11. Тарасенко О.Н. Гендер с точки зрения его взаимодействия с социальными, психологическими и культурными факторами // Современная научная мысль. — 2014. – № 1. – С. 193-200. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21144852
  12. Тхагапсоев Х.Г., Шадже А.Ю., Ильинова Н.А. Детерминация гендера этническим фактором: Кавказский дискурс. – М.: Спутник, 2019. – 134 с. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41173301
  13. Шатохина Л.В., Калашникова М.М. Возрастные изменения свойств темперамента // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. — 2019. – Т.7, – № 3 (26). DOI: 10.23888/humJ20193538-548
  14. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — Л.: Наука, 1979. — 263 с.
  15. Stoller R.Sex and Gender: On the Development of Masculinity and Femininity. —  New York:  Science House, 1968. — 383 p.

Библиографическая ссылка: 

Тигишвили Н.Н. Гендерная социализация как педагогический инструмент моделирования поведения человека // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3. – С.101-108. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.09