ISSN 2409-7616

Кириллов В.В., Калабухова Г.В., Малышева О.Г., Токарева Е.А.

КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА: МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.40

Кириллов Виктор Васильевич — кандидат исторических наук, профессор, директор Института гуманитарных наук, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия, SPIN-код: 5209-4577, E-mail: KirillovVV@mgpu.ru

Калабухова Галина Валентиновна — кандидат социологических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия, SPIN-код: 1557-0725/ORCID ID: 0000-0003-1685-6930, E-mail: KalabukhovaGV@mgpu.ru

Малышева Ольга Геральдовна — доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия, SPIN-код: 3152-1300, E-mail: malysheva_o56@mail.ru

Токарева Елена Анатольевна — кандидат исторических наук, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе
и качеству образования Института гуманитарных наук, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия, SPIN-код: 8269-0322, E-mail: tokarevae@mgpu.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу проведенного в 2019/20 учебном году социологического исследования, направленного на обсуждение роли Всероссийского конкурса «Учитель года России» в развитии творческой деятельности педагогических работников, в деле поддержки новых технологий в организации образовательного процесса и роста профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе, в профессиональном сообществе Москвы. Проведенный опрос является составной частью государственной работы по теме: «Исследование особенностей влияния конкурса «Учитель года» на развитие образовательной системы в России и подготовку профессиональных кадров», выполняемой коллективом университета по государственному заданию Департамента образования и науки города Москвы. В исследовании приняли участие студенты и магистранты ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» и учителя общеобразовательных организаций г.Москвы и Московской области. В ходе исследования респонденты высказали свое мнение о различных аспектах подготовки, проведения и результатов Всероссийского конкурса «Учитель года России», который проводится в Российской Федерации с 1990 г., оценили перспективы других профессиональных конкурсов для формирования профессиональных качеств педагога. Результаты проведенного исследования продемонстрировали, что и студенты, и учителя московских школ ориентированы на поддержку профессиональных педагогических конкурсов, готовы принимать в них участие. По итогам проведенного опроса будут подготовлены рекомендации о совершенствовании организации и проведения конкурсов педагогического мастерства в г.Москве

Ключевые слова: профессиональные конкурсы, Всероссийский конкурс «Учитель года России», профилизация подготовки школьников.

 

Литература:

  1. Айгунова О.А., Вачкова С.Н., Реморенко И.М., Семёнов А.Л., Тимонова Е.Н. Оценка профессиональной деятельности учителя в соответствии с профессиональным стандартом педагога // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. — 2017. — № 2 (40). — С. 8‑23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29308327
  2. Айгунова О.А., Саликова Э.М.В., Мкртчян В.А. Метод опроса «360 градусов» в оценке профессиональной деятельности учителя // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2018. — № 5 (194). — С. 232‑241. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35156593
  3. Аникина Е.В., Боликова Л.Ю., Сурина О.П. Формирование системы непрерывного профессионального роста педагога через системы муниципальных профессиональных конкурсов // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 4. — С. 152‑155. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41316718
  4. Басик Н.Ю., Коростелева А.А. Профессиональная социализация будущих педагогов // Профессиональное образование и общество. — 2016. — № 4 (20). — С. 88‑94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27390363
  5. Бошкаев А.С. Государственная политика подготовки учителей истории в условиях обновления системы образования России,1985-1995 гг. : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.01. — Москва, 1995. – 172 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000179033
  6. Геворкян Е.Н., Савенков А.И., Вачкова С.Н., Зиновьева Т.И., Львова А.С., Любченко О.А., Поставнёв В.М., Айгунова О.А., Воропаев М.В., Смирнова П.В. Национальная системы независимой оценки и сертификации квалификаций в педагогической сфере деятельности: монография. – Москва: Изд-во «Перо», 2015. – 161 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23673731
  7. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России : [монография] / Ф. Ф. Дудырев, О. А. Романова, А. И. Шабалин, И. В. Абанкина ; под редакцией Ф. Ф. Дудырева, И. Д. Фрумина ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. – 369 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38595956
  8. Дудырев Ф.Ф., Фрумин И.Д., Мальцева В.А., Лошкарева Е.П., Татаренко Е.А. Новые возможности WorldSkills для сопоставимой оценки результатов в профессиональном образовании // Современная аналитика образования. — 2019. — № S7 (29). — С. 5-47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41586197
  9. Зоткин А.О., Стецюк О.В., Азаров А.В., Баронене С.Г., Майорова Л.В., Шалимов Д.К., Дмитриева Л.В., Петров А.В., Рыкун А.Ю., Митрофанов К.Г., Шаповал В.В. Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы: монография. – Томск: Изд-во Национального исследовательского Томского государственного университета, 2002. – 342 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25575018
  10. Иоффе А.Н. Пеликан в развитии. Конкурс «Учитель года Росси – 2014»: традиции и конструктивные изменения // Преподавание истории в школе. – 2014. — № 10.- С.3‑15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22875288
  11. Калабухова Г.В., Сорокин А.А., Нидерман И.А. Социокультурная практика в системе гуманитарного образования в высшей школе: мнение студентов // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 1. — С. 127‑132. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37713319
  12. Калабухова Г.В., Шаповал В.В., Сорокин А.А., Токарева Е.А. Содержание и формы гуманитарного образования в высшей школе: взгляд современных участников образовательного процесса // Педагогическое образование и наука. – 2018. — №5. — С.15‑27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36832506
  13. Москаленко С.В. Особенности развития образа «Я- профессионал» у студентов в процессе обучения в вузе : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.07. — Курск, 2007. — 191 с.
  14. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Концептуальные основания подготовки рабочих кадров для участия в мировых чемпионатах «WorldSkills» // Гуманитарные науки (г.Ялта). — 2018. — № 3 (43). — С.71‑75. URL: https://www.elibrary.ru/query_results.asp
  15. Немцева Т.Г. Конкурсное движение как фактор профессионального роста учителя // Научно-методический журнал Поиск. — 2016. — № 3 (55). — С.74-77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28279621
  16. Половникова А.В., Рутковская Е.Л., Сорокин А.А. Участие российских школьников в международном исследовании по финансовой грамотности: результаты и перспективы (или чем может помочь учитель школьнику) // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2018. — №3. – С.29‑36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35088820
  17. Серафимович И.В., Харавинина Л.Н. Конкурсы профессионального мастерства как форма развития профессиональных компетенций и профессионализации мышления педагогов // Хуманитарни Балкански изследвания. — 2019. — Т.3. № 2 (4). — С. 75‑78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38506751
  18. Пимчев С.П. Профессиональные педагогические конкурсы как прогностическая модель образования // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2009. — № 5. — С. 65‑68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15243814
  19. Пимчев С.П., Сиденко А.С. Профессиональный конкурс «Учитель года Москвы». Я учусь будущему = Professional contest «Moscow teacher of year». I am studying to the future: монография. — Москва: МИОО [и др.], 2005. – 69 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19976959
  20. Усынин М.В. Профессиональное образование: проблемы опережающего развития, подготовка бакалавров для индустрии гостеприимства внедрением международных стандартов WorldSkills // Современная высшая школа: инновационный аспект». – 2019. — № 2. – С. 19‑26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38286373

 

Библиографическая ссылка: 

Кириллов В.В., Калабухова Г.В., Малышева О.Г., Токарева Е.А. Конкурсы профессионального мастерства: мнение студентов педагогического вуза и учителей школ // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. – С.446-470. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.40