ISSN 2409-7616

Адер А.В., Емец М.А., Криволапов В.Г., Малахова О.Ю., Попов А.Э.

КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.27

Адер Анна Владимировна — кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики и транспортных технологий, Оренбургский институт путей сообщения – филиал Самарского государственного университета путей сообщения, Оренбург, Россия, РИНЦ SPIN-код:5048-6691, E-mail: marta892010@mail.ru

Емец Максим Александрович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры логистики и транспортных технологий, Оренбургский институт путей сообщения – филиал Самарского государственного университета путей сообщения, Оренбург, Россия, РИНЦ SPIN-код: 3672-2152, E-mail: emecmaksim@yandex.ru

Криволапов Вячеслав Григорьевич — кандидат технических наук, доцент кафедры логистики и транспортных технологий, Оренбургский институт путей сообщения – филиал Самарского государственного университета путей сообщения, Оренбург, Россия, E-mail: viacheslavkrivolapov@gmail.com

Малахова Ольга Юрьевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры логистики и транспортных технологий, Оренбургский институт путей сообщения – филиал Самарского государственного университета путей сообщения, Оренбург, Россия, РИНЦ SPIN-код: 6070-7850, E-mail: olgamal74@mail.ru

Попов Александр Эдуардович — доцент кафедры логистики и транспортных технологий, Оренбургский институт путей сообщения – филиал Самарского государственного университета путей сообщения, Оренбург, Россия, E-mail: a.eh.popov@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы практикоприменения полученных знаний, умений и навыков при подготовке инженерных кадров в соответствии с требованиями профессиональных стандартов в современных экономических, образовательных и социокультурных реалиях. Авторы аргументированно позиционируют обязательную взаимозависимость образовательных и профессиональных стандартов, опираясь на современный профессиональный и образовательный заказ, а также ситуацию на рынке труда. По мнению авторов, в процессе профессиональной подготовки инженера необходимо учитывать одну из ключевых позиций соответствующих профессиональных стандартов: формировать не только компетентного специалиста, могущего применять свои знания в практической деятельности, но и управленца, руководителя, способного принимать ответственные решения. Рассматривая государственное регулирование оценки профессиональных квалификаций в разрезе современного образования и требований профессиональных стандартов, делают акцент на компетентностный подход как основополагающий педагогический ресурс, позволяющий эффективно внедрять Национальную систему квалификаций в профессиональное пространство России. Делается вывод о том, что данная система позволит не только определить квалификационную востребованность рынка труда, но и станет фундаментом индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося с учетом его личностных и профессиональных целей и ценностных ориентаций, что повысит образовательную мотивацию и качество профессиональной подготовки инженеров в целом.

Ключевые слова: инженерная подготовка, профессиональный стандарт, профессиональные компетенции, специалисты, практикоприменимость.

 

Литература:

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=216637508
  2. Адер А.В., Преснов А.А., Трубенкова С.Н. Компетентностный подход при формировании мотивационных аспектов маркетинговой культуры управления трудовой деятельностью работников предприятия // Реализация компетентностного подхода в сфере инженерной подготовки: монография. – Уфа, 2017. – С. 5-16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32245816
  3. Адер А.В., Алятина А.Г., Преснов А.А. и др. Модернизация инженерного образования: состояние, проблемы, перспективы: монография. – Оренбург: Оренбургский филиал ПГУТИ. – 2018. – 235с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36802623
  4. Белова З.С. Значение образования в процессе самореализации личности //  Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2013. – № 3. – С. 69-73.   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20177697
  5. Богатикова А.А. Социально-профессиональная адаптация молодых специалистов в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник магистратуры. – 2019. – № 1-2 (89). – С. 56-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36884885
  6. Брандт Р.А. Мы изучаем время, а оно изучает нас: прошлое и настоящее: монография.  — Новосибирск: НГПУ, 2013.  – 63 с.  URL: https://lib.nspu.ru/views/library/8659/read.php. 
  7. Булатов А.А., Генварева Ю.А., Егорова Ю.Н., Иванова А.П., Краснова Е.А., Малахова О.Ю., Попов А.Н., Тяпухин А.П., Христофорова Л.В. и др. / Междисциплинарное взаимодействие в контексте подготовки специалистов железнодорожной отрасли: монография. – Уфа: Аэтерна, 2017. — 125c. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28116339
  8. Воронова Г.А. Разработка профессиональных стандартов и согласование содержания профессиональных стандартов и образовательных программ // Молодой ученый. – 2015. – № 10. – С. 595-597. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23580898
  9. Горбунова Т.Н. Профессиональные стандарты в процессе обучения базовым инженерным навыкам // Инновации в образовании. – 2018. – № 7. – С. 64-73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35104109
  10. Дахин А.Н., Жафярова А.Ж. Модели компетентности участников образования: монография. – Новосибирск: НГПУ, 2014. – 259 с.
  11. Демченко М.В. Анализ понятий квалификации, профессионального стандарта, подготовки и дополнительного профессионального образования работников //
    Законодательство. – 2019. – № 3. – С. 27-33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38028447
  12. Егорова Ю.Н., Конова М.А., Малахова О.Ю., Нецымайло К.В., Панина Д.С., Синкина Е.В. и др. Социально-экономические и психолого-педагогические основания инноваций в железнодорожной отрасли: монография. – Самара-Оренбург, 2015. — 154 c. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30574051
  13. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // ЦИТИСЭ. – 2015. –  № 3. — C. 15. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=249523185
  14. Ежова Т.В. Актуализация личностных смыслов содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60. – С. 138-141. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36510965
  15. Зинюхина Н.А., Никулина Ю.Н. Профессиональные стандарты как инструмент анализа и управления качеством подготовки специалистов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2018. – №7. – С. 29-34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36062041
  16. Маслова В.М. Совершенствование профессиональных стандартов в области знаний: профессиональные риски // Образование. Наука. Научные кадры. – 2018. – № 3. – C. 126-128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35671517
  17. Печерская Э.П., Тарасова Т.М. Профессиональные стандарты и вопросы построения успешной карьеры: точки сопряжения // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2018. – № 1. – С. 64-69. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34990046
  18. Попов А.Н., Малахова О.Ю. Потенциал социально-гуманитарного знания в профессиональной подготовке инженера путей сообщения. // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – 2020. – № 1 (7). – С. 24-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42687630
  19. Попов А.Н., Малахова О.Ю. Актуальные направления и приоритеты воспитательной работы в вузе в контексте подготовки современного конкурентоспособного специалиста // Научный поиск: теория и практика: альманах. – Уфа: Аэтерна, 2017. – С. 115-119. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28762359
  20. Сенашенко В.С. Становление профессиональных стандартов как основа кадровых решений профессионального сообщества // Ректор вуза. – 2018. – № 3. – С. 44-51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36156015
  21. Сметанина Е.Е. Соотношение терминов «профессиональные стандарты» и «стандарты профессиональной деятельности»: сфера применения и нормативное содержание // Трудовое право в России и за рубежом. – 2016. – № 4. – С. 36-39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27716606
  22. Суетина Н.М. Профессиональные стандарты в РФ: правовой аспект // Вестник Донецкого педагогического института. – 2017. – № 2. – С. 130-136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34977217
  23. Тропникова Н.Л., Чиркова О.И. Дополнительное профессиональное образование в соответствии с требованиями профессионального стандарта // Управление в современных системах. – 2019. – № 2 (22). – С. 43-49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38243222
  24. Харитонова Н.Е. Модернизация профессионального образования с применением профессиональных стандартов // Вестник научных конференций. – 2020. – № 1-3. – С. 164-166. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42657827
  25. Чистова И.В., Петрова И.Л. Профессиональные стандарты как ориентир современных требований работодателей к профессиональной подготовке кадров // Туныктышо. Учитель. – 2018. – № 1-2. – С. 74-78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35539618

 

Библиографическая ссылка: 

Адер А.В., Емец М.А., Криволапов В.Г., Малахова О.Ю., Попов А.Э. Корреляционная зависимость профессиональных и образовательных стандартов при подготовке инженерных кадров в контексте реализации национальной системы квалификаций// ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. – С.291-307. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.27