ISSN 2409-7616

Егорова Ю.Н., Генварева Ю.А., Зотова Т.А., Наличникова И.А.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТА ВУЗА: ОСОБЕННОСТИ, ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.17

Егорова Юлия Николаевна — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой  «Общеобразовательные дисциплины», Оренбургский институт путей сообщения, филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», Оренбург, Россия, SPIN-код: 8815-9166, E-mail: egorova333@rambler.ru

Генварева Юлия Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общеобразовательные дисциплины», Оренбургский институт путей сообщения, филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», Оренбург, Россия, SPIN-код: 7326-6785, E-mail: genvar@mail.ru

Зотова Татьяна Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общеобразовательные дисциплины», Оренбургский институт путей сообщения, филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», Оренбург, Россия, E-mail: mansi80@mail.ru

Наличникова Инна Анатольевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры «Общеобразовательные дисциплины», Оренбургский институт путей сообщения, филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», Оренбург, Россия, SPIN-код: 3422-3186, E-mail: nal-inna@yandex.ru

Аннотация. В  статье  рассматриваются  основные  условия,  которые  необходимо  создать  в  высшем  техническом учебном заведении для формирования успешной профессиональной самореализации к будущей профессиональной деятельности в транспортных организациях в качестве инженеров путей сообщения. Особое внимание авторами  уделяет  многоаспектности  и  многогранности  учебного  процесса  и  созданию  необходимой образовательной  среды  для  успешного  обучения  инженера путей сообщения. В статье отмечается важность роли информационного и учебно-методического обеспечения  учебного  процесса  и  его  составляющие.  Авторы  акцентируют  внимание  на  предъявляемые требования к научно-педагогическому составу высшего технического учебного заведения. В статье поднимается вопрос об условиях эффективного осуществления профессиональной деятельности. Проведен теоретический анализ проблемы перехода личности к саморазвитию и самореализации, в отношении которой был адаптирован и уточнен соответствующий понятийный аппарат. Обсуждаются особенности самореализации в различных видах профессиональной деятельности, определяются факторы самореализации. Обращено внимание на взаимодействие между  преподавателями  и обучаемыми в рамках образовательной  деятельности.  Авторы уделяют внимание роли контроля и анализа оценок полученных результатов преподавания и возможности корректировки учебного процесса на основе полученных данных. Исследование самореализации во многих сферах позволяет объединить достижения общей психологии, психологии личности, а также достижения психологической практики и предложить уровневую модель профессиональной самореализации. Результаты проведенного исследования могут быть использованы профессорско-преподавательским составом железнодорожных вузов с целью совершенствования процесса профессиональной подготовки инженеров путей сообщения.

Ключевые слова: самореализация, профессиональная самореализация, образовательный процесс,  инженер путей сообщения.

 

Литература:

  1. Белова З.С. Значение образования в процессе самореализации личности //  Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. — 2013. — № 3. — С. 69-73.   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=201776972.
  2. Кормакова В.Н. Влияние социокультурной среды вуза на учебно-профессиональную самореализацию студентов // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 8-5. — С. 1198-1202. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=201390723.
  3. Егорычев А.М. Социальная среда как фактор, определяющий социальное здоровье несовершеннолетних // Профилактика зависимостей. — 2018. —  № 4 (16). — С. 191-197. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=371659824.
  4. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // ЦИТИСЭ. — 2015. —  № 3. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=249523185.
  5. Егорова Ю.Н., Синкина Е.В., Зотова Т.А., Генварева Ю.А. Профессиональная адаптация инженеров путей сообщения // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 1 (18). — С. 14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=372925876.
  6. Егорова Ю.Н., Синкина Е.В., Зотова Т.А., Генварева Ю.А. Формирование общекультурных компетенций будущего инженера путей сообщения при изучении общеобразовательных дисциплин // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 1 (74). — С. 32-34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=372472717.
  7. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни /К.А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 1991. – 299 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=216637508.
  8. Шутенко Е.Н. Концепция самореализации студенческой молодежи в условиях информатизации вузовской подготовки  // Образование и саморазвитие. — 2015. — № 4 (46). — С. 9-15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25337244.
  9. Ангеловский А. А. Профессиональное развитие личности: психолого-педагогические и социально-философские факторы становления профессионала // Известия Самарского научного центра РАН. — — №2-3. — С.512-521. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17304947
  10. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение /Н.С.Пряжников. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26550461
  11. Климанов А.М. Этапы становления теории профессиональной самореализации как компонента профессиональной успешности // Педагогика и современность. — 2016. — № 2 (22). С. — 74-80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26009452
  12. Schneider R. Kompetenzentwicklung durch Forschendes Lernen? // Journal Hochschuldidaktik. — 2009. — № 2. — 33–37.
  13. Schneider R., Wildt J. Forschendes Lernen in Praxisstudien – Ein hochschuldidaktisches Konzept zur Förderung professioneller Kompetenzen in der Lehrerbildung // Journal Hochschuldidaktik. — 2007. — № 2. — P. 11–15.
  14. Николаев А.Н. Ценностные ориентации как фактор представлений молодежи о возможностях самореализации // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. — 2015. — № 2. — С. 229-233. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25715513
  15. Попова О.И. Имидж преподавателя: проблема самореализации в образовательном взаимодействии // Педагогическое образование в России. — 2011 — № 4. — С. 224-232. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17051982
  16. Саркисьян Т.Н., Яблонская Л. В. Имидж преподавателя как социокультурный компонент// Общество: философия, история, культура. — 2016. — № 3. — С. 96-99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25673248
  17. Соломахина Т.А. Коммуникативные универсальные учебные действия как фактор саморазвития и самореализации личности // Приоритетные научные направления: от теории к практике. — 2016.  — № 24-1. — С. 137-142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25730990.
  18. Селезнева Е.В. Самоотношение и самореализация в структуре акмеологического развития человека // Мир психологии. — 2016. — № 1 (85). — С. 249-261. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26599402
  19. Сысоева Е. Ю. Рефлексивный анализ имидж-образующих характеристик преподавателя вуза// Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. — Т. 6. — № 4(21). — С. 209-213. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32283597
  20. Манакина Е.М. Профессиональная самореализация студентов в контексте реформирования системы российского профессионального образования // Среднее профессиональное образование. — 2017.  — № 6. — С. 5-10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29862024.
  21. Немова Я.С. Профессионально-творческая самореализация личности как категория профессиональной успешности в образовании // Вестник науки и образования. — 2019. — № 15 (69). — С. 86-88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39184340.
  22. Киенко Е.В., Морозова И.С. Специфика самореализации личности в профессиональной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2010. — № 3 (43). — С. 69-78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15166239.
  23. Митюшникова А.А., Наличникова И.А. Межкультурная коммуникация в профессиональной подготовке специалистов // Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития: материалы междунар. науч.-исслед. конф.: Самарский государственный университет путей сообщения, Оренбургский институт путей сообщения — филиал, 2017. — С. 33-36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30037514
  24. Чернов Ю.В., Наличникова И.А. Коммуникативная компетенция в профессиональной подготовке железнодорожника // Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития: материалы междунар. науч.-исслед. конф.: Самарский государственный университет путей сообщения, Оренбургский институт путей сообщения — филиал, 2017. — С. 74-75. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30037517
  25. Егорова Ю.Н., Генварева Ю.А. Факторы и риски успешной самореализации студента в образовательном пространстве вуза. — Уфа: «Аэтерна», – С. 61-76. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=25990792

 

Библиографическая ссылка: 

Егорова Ю.Н., Генварева Ю.А., Зотова Т.А., Наличникова И.А. Профессиональная самореализация студента вуза: особенности, факторы, условия // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. – С.180-190. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.17