ISSN 2409-7616

Каргаполова Е.В., Войков В.В., Давыдова Ю.А.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ТЕХНОПАРК В НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «ОБРАЗОВАНИЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.02

Каргаполова Екатерина Владимировна —доктор социологических наук, профессор кафедры политологии и социологии, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия, РИНЦ SPIN-код: 3776-0757, E-mail: k474671@list.ru

Войков Владимир Владимирович — директор, Государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области «Региональный школьный технопарк», Астрахань, Россия, E-mail: vladimir.voykov@gmail.com

Давыдова Юлия Александровна — кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и социологии, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия, РИНЦ SPIN-код: 2967-8794, E-mail: ylkadav@mail.ru

Аннотация. В статье исследуется роль региональных школьных технопарков в реализации национального проекта «Образование». Развитие научно-технических компетенций школьника позиционируется как адекватный ответ российского общества вызовам техногенной цивилизации. Целью данного исследования является анализ позитивных эффектов деятельности школьных технопарков. Содержательную основу статьи составляет анализ научных источников по данной тематике и результатов конкретного социологического исследования методом анкетирования среди родителей посетителей регионального школьного технопарка Астраханской области. Авторы отмечают немаловажную роль школьных технопарков в реализации задач в предметной области «Технология»» Национального проекта «Образование», обеспечении национальной безопасности, совершенствовании инновационной среды, системы образования; развитии человеческого капитала, одаренности, становлении новой интеллектуальной элиты. Результаты опроса показали, что значительная часть программ технопарка финансируется за счет бюджетных средств. Выявлены социально-демографические характеристики ребенка – посетителя технопарка в Астраханской области. Среди них преобладают мальчики с хорошей успеваемостью в основной средней школе, родители которых состоят в зарегистрированном браке. Примечательно, что в традиционно полиэтничном регионе с тремя титульными нациями программы технопарка посещают, в основном, русские. Это отражает рост социальных дистанций между национальными группами в стратегиях воспитания и обучения детей. Авторы обращают внимание на высокую мотивированность родителей в области интеллектуального развития ребенка, его научно-технических способностей и компетенций. Отмечается также, что значительная доля родителей планирует обучение ребенка после окончания школы за пределами региона, что свидетельствует о тенденции оттока из региона ее будущей научно-технической элиты.

Ключевые слова: региональный школьный технопарк, национальная программа «Образование», дополнительное образование школьников, инженерно-техническое творчество, одаренные дети.

 

Литература:

  1. Аксёнов С.И., Кушнир А.М. Школьный мини-технопарк в опыте А.С. Макаренко // Народное образование. – 2012. – № 2 (1415). – С. 73–81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17637704
  2. Андриянцева С.А., Лупова И.А., Красникова Е.М. Повышение уровня экологической культуры в рамках проектной деятельности школьников // Фундаментальные и прикладные исследования в области химии и экологии – 2018. Материалы международной научно-практической конференции. Отв. ред. Л. М. Миронович. – Курск: Юго-западный университет, 2018. – С. 209–211. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35361057
  3. Антонова М.В., Максимкина О.И Педагогическое сопровождение процесса социально-профессиональной ориентации младших школьников. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2017. – № 2 (40). – С. 76–82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29308332
  4. Артамонова Е.Н Особенности развития техносферы в дополнительном образовании // Дискуссия. – 2012. – № 10. – С. 144–146. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18017269
  5. Валишин Ю.И., Гришаева Ю.М., Евстафьева Н.С. Педагогика культуры мира в ассоциированных школах ЮНЕСКО // Педагогическая тетрадь. Сборник статей и методических разработок учителей географии Московской области. – М.: Московский государственный областной университет, 2018. – С. 22–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36533315
  6. Гончаренко Ю.А. Школьный технопарк – одно из средств организации исследовательской деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 42. – С. 107–110. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22989274
  7. Григорьев Д.В. Детско-взрослые общности и образовательные производства // Социальная педагогика. – 2012. – № 4. – С. 20–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18028076
  8. Евдокимов Ю.К., Салахова А.Ш., Кирсанов А.Ю. Дистанционные и виртуальные технологии в профильном обучении // Народное образование. – 2010. – № 8 (1401). – С. 157–160. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25440556
  9. Евсеев В.О. Жизненное пространство как фактор формирования национального менталитета // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2010. — № 7. С. 12-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16523821
  10. Есина М.И Роль образовательных учреждений в социально-экономическом развитии региона // Проблемы педагогики. – 2018. – № 6 (38). – С. 69–70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36533315
  11. Лим В.Г., Воеводин И.Г. Опыт внедрения системы дополнительного образования школьников в области информационной безопасности на базе образовательных организаций Астраханской области // Ученые записки ИУО РАО. – 2017. – № 3 (63). – С. 301–304. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30744892
  12. Литвинова С.В. Школьный технопарк как средство организации индивидуальной образовательной среды учащихся // На путях к новой школе. – 2015. – № 4. – С. 117–120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22989274
  13. Маюрова А.С., Кустикова М.А., Маюрова М.В. Технопарки России – надежный партнер для образования // На путях к новой школе. – 2014. – № 2. – С. 93–95. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22956859
  14. Мельков С.А., Кошкин А.П., Микрюков В.О. Зачем переходить к кейсовому обучению? // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. – 2013. – № 2 (17). – С. 41-47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21501933
  15. Морозова Н.А., Осипенко Л.Е. Системно-функциональный подход к анализу организации учебной проблемно-проектно- исследовательской деятельности в инженерных классах в рамках сетевого взаимодействия // Вестник РМАТ. – 2018. – № 3. – С. 60–68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36885108
  16. Немирич Т.Н., Маланов И.А. Допрофессиональная подготовка сельских школьников // Образование и право. – 2018. – № 12. – С. 268–277. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38052794
  17. Образование в современном российском регионе: качество, состояние, проблемы, тенденции / Е.В. Каргаполова, И.В. Аксютина, И.В. Беседина, Ю.Л. Дмитриева, Н.М. Качуровская, С.Б. Медведев, М.А. Семенова, С.А. Таран, Ю.А. Шуклина; под общ. ред. Е.В. Каргаполовой. – Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2013. – 194 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25114894
  18. Образовательный технопарк «ТЕМП»: концепция и модели воплощения / Е.А. Коузова, Е.А. Тюрина, М.И. Солодкова, Е.В. Сидорчук, Д.Ф. Ильясов, Т.А. Данельченко, Ф.А. Зуева, А.В. Ильина, А.В. Кисляков, А.В. Коптелов, С.А. Ларюшкин, Г.В. Яковлева; под ред. В. Н. Кеспикова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 104 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26547319
  19. Порядина А.Ю. Проектная деятельность по химии со школьниками // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. – 2015. – № 1. – С. 118–123. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25440556
  20. Солодилов М.В. История и будущее архитектуры дополнительного образования на примере индустриального города – детский технопарк // Постиндустриальная среда российских мегаполисов. Сборник статей по материалам научно-технической конференции с международным участием. Под ред. М.В. Шувалова, Е.А. Ахмедовой, Т.В. Караковой. – Самара: Самарский государственный технический университет, 2020. – С. 140–149. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42307370
  21. Тюхов И.И., Шахраманьян М.А Профильное и онлайновое образование для подготовки кадров к работе в научно-технических областях г. Москвы // Вестник ВИЭСХ. – 2016. – № 2 (23). – С. 142–147. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28213227

 

Библиографическая ссылка:

Каргаполова Е.В., Войков В.В., Давыдова Ю.А, Региональный школьный технопарк в национальном проекте «Образование» //  ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. – С.14-26. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.02