ISSN 2409-7616

Резер Т.М., Невский Г.А.

СЛУЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВУ – НОВАЯ СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЧИНОВНИКОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.39

Резер Татьяна Михайловна — доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, заслуженный учитель РФ, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия, E-mail: t.m.rezer@urfu.ru

Невский Григорий Александрович — аспирант, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия, E-mail: g.nevsky@ottol.net

Аннотация. В статье анализируются процессы, обусловленные сменой социальных и ценностных смыслов жизни и самого человека на основе двух Всероссийских социологических исследований профессионального образования, проведённых в начале этого столетия и определяются условия, позволяющие реализовать новую социально-ценностную ориентацию в подготовке будущих чиновников – служение государству. Цель исследования: определить факторы, модели и условия формирования новой парадигмы в подготовке по направлению «Государственное и муниципальное управление». База исследования: системный подход, обеспечивший выявление условий, при которых служение государству может стать новой социально-ценностной ориентацией в подготовке будущих государственных и муниципальных служащих. Сравнительно-правовой метод позволил проанализировать государственную политику в этой сфере. Результаты: выделены факторы, разрушающие социально-ценностные ориентации молодых людей – изменение ценностных установок образования; дегуманизация отношений в обществе; снижение статуса института семьи; изменение формулы поведения молодых людей; смена ориентации на индивидуализм; отступление от реализации гражданско-патриотического воспитания. Сформулированы условия, определяющие успешность реализации новой социально-ценностной ориентации в подготовке будущих чиновников – служение государству: принятая государственная политика в этой сфере образования; модель поведения чиновников новой формации на основе признания значимости социальных ценностей; педагогический инструментарий воспитательного компонента социально-педагогической функции высшей школы; ориентация на профессионализацию и социализацию будущих чиновников; воспитание гражданина и патриота своей страны, способного эффективно и результативно реализовать цели и функции государства. Обосновано, что модель социально-личностных и социально-ценностных компетенций выпускников по этой специальности должна быть стратегически обоснована и содержать гражданско-патриотическую составляющую.

Ключевые слова: социальные ценности, молодые люди, служение государству, высшая школа, государственные служащие, условия социально-ценностной ориентации подготовки.

 

Литература:

  1. Смирнов И. П., Ткаченко Е. В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. – М.: Издательский отдел НОУ ИСОМ, 2005. – 191 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20503587
  2. Смирнов И. П., Ткаченко Е. В., Бурмистрова А. С. Профессиональное образование и молодежь России. Сравнительное социологическое исследование (2000 и 2010 гг.). – М.: НИИРПО, 2012. – 212 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17935071
  3. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. – Екатеринбург, М.: Гелиос АРВ, 2000. – 229 с.
  4. Медведева Г. П. Воспитательный потенциал этики социальной работы // ЦИТИСЭ. – 2020. – № 1(23). – C. 69-80. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.07
  5. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадатация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. – 2017. – № 4. – С. 3–36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32324593
  6. Пономарев А. В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста: монография / А.В. Пономарев. — М.: Издательство Икар, 2009. – 410 с.
  7. Зеер Э. Ф. Панорама развития основных направлений развития опережающего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 2. – С. 5–8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39219419
  8. Резер Т. М., Сулимин В. В. О методологических основах построения комплексной системы гражданско-патриотического воспитания в образовательной среде // Право и образование. – 2015. – № 1. — С. 79–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22704358
  9. Резер Т. М., Сулимин В. В. Нормативная база и система патриотического воспитания // Профессиональное образование. Столица. – 2015. – № 10. – С. 35 – 36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24236368
  10. Гладких В. В. Системно-деятельностный подход как методологическая основа гражданско-патриотического воспитания молодежи // Вестник ТГУ. — 2011. — № 4 (96). – С. 160–165. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16043023
  11. Фролов О. В. Ценности профессиональной деятельности госслужащих // Ценности и смыслы. – 2017. — № 1 (47). — С. 136-145. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28795567
  12. Чевтаева Н. Г., Никитина А. С. Формирование инновативного потенциала в процессе профессиональной подготовки государственных служащих как социально-профессиональной группы // Вопросы управления. – 2012. – № 1 (18). – С. 71–79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18776417
  13. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5.– М.: РАГС, 2000. – 536 с.
  14. Суворова Е. В., Андреева О. В., Емец Т. В. Профессионально – личностный потенциал и параметры оценки его развития // Перспективы науки и образования. – 2019. — № 3. — С. 1–13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38545589
  15. Rezer T. М., Kuznetsova E. V. Practice-oriented training as a mechanism of professional experience development // The 11th annual International Conference on Education and New Learning Technologies. Spain, Palma de Mallorca. — — P. 2107 – 2110.

 

Библиографическая ссылка:

Резер Т.М., Невский Г.А.  Служение государству – новая социально-ценностная ориентация подготовки будущих чиновников // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 433-440. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.39