ISSN 2409-7616

Лаврентьева О.А.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТОЧКИ РОСТА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.40

Лаврентьева Олеся Алексеевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института истории гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, ORCID 0000-0002-2070-1504, E-mail: loa23@mail.ru

Аннотация. Введение. Модернизация учебного и воспитательного процессов в связи с внедрением инклюзивного образования требует дополнительных ресурсов социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями. Актуальными становятся вопросы сопровождения межличностных отношений между нормативно развивающимися обучающимися и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Новый взгляд необходим в социально-педагогическом сопровождении семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Цель статьи – определение проблемных зон и перспектив социально-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в современных образовательных учреждениях инклюзивного характера. Методология и методы исследования. В статье на основе личностно- ориентированного и антропологического подходов представлен анализ понятия «социально-педагогическое сопровождение»; выявлены возможности кризисного, стабильного и активного социально-педагогического сопровождения; определены условия включения в сопровождение родителей; охарактеризованы методики индивидуального социально-педагогического сопровождения.  Сделан вывод об обострении противоречий между потребностью в дополнительных ресурсах социально-педагогического сопровождения в инклюзивной школе и отсутствием новых разработок теории сопровождения. Методом исследования выступил теоретический прогноз. Результаты исследования. Предложено развернуть научные исследования в области социально-педагогического сопровождения процессов воспитания детей с ОВЗ; социально-педагогического сопровождения восприятия окружающими нетипичных способов жизнедеятельности детей с ОВЗ; социально-педагогического сопровождения развития индивидуальных нестандартных социальных навыков детей с ОВЗ. Делается вывод, что данные точки роста социально-педагогического сопровождения позволят обеспечить более тесное взаимодействие нормативно развивающихся школьников и детей с ОВЗ. Заключение. Поставленные научные проблемы помогут специалистам-практикам смелее апробировать инновационные способы организации социально-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья, образовательная организация, инклюзивное образование, виды социально-педагогического сопровождения.

 

Литература:

  1. Агавелян Р.О. Агавелян О.К. Вопросы психологии состояний в специальной педагогике и психологии // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 3. – С. 116 – 120. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23703285
  2. Воробьева А.В. Инклюзивное образование и его возможности в раскрытии личностного потенциала. – М: Сфера, 2017. – 153 с.
  3. Галагузова М.А., Гревцева Г.Я., Дуранов М.Е., Запорожец В.Н., Галагузова М.А., Каченя Г.М., Кирьякова А.В., Кравчук В.И., Литвак Р.А., Ольховская Т.А., Рындак В.Г., Швачко Е.В. Проблемы педагогики социально-культурной деятельности // Монография
    Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2015. – 288 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25558827
  4. Горбунова Л.Н. Образовательная среда исследовательски ориентированного повышения квалификации как инновационной системы в сфере дополнительного профессионального педагогического образования // Приоритеты развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: сб. материалов юбилейной науч.-практ. конф. / сост. И.В. Большакова; под общ. ред. Э.М. Никитина, Л.Н. Горбуновой. – М.: АПК и ППРО, 2009. – С. 272-276.
  5. Гаврилушкина О.П. Дети с особыми образовательными потребностями в начальной школе // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т.8. – №3. – С.141-152. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27426373
  6. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2009. — № 13. — С.1. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22573996
  7. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных учреждениях // Наука и школа. – 2013. – №5. – С. 156-158. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20804092
  8. Зыкова Т.С. Соловьева Т.А. Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушением слуха // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2007. – № 5. – С.5-12.
  9. Лаврентьева З.И. Профессионализм педагога инклюзивного образования // Вестник педагогических инноваций. –2016. – № 1 (41). – С. 27 – 34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25714890
  10. Лаврентьева О.А., Агавелян О.К. Особенности социально-педагогического сопровождения аутичного ребенка // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. — Санкт-Петербург: Инновационный центр развития образования и науки. – 2018. – С. 30-33.
  11. Малафеев Н.Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2018. – № 190. – С. 8-15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36642685
  12. Маллер А.Р. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов и воспитателей, работающих с детьми и подростками с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта // Ярославский педагогический вестник. – 2016 – № 3. – С. 17-24.
  13. Мудрик А.В., Патутина Н.А. Методологические основы создания условий позитивной социализации учащихся: постановка проблемы
    Мудрик А.В. // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 3. – С. 7-14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35256078
  14. Соловьева Т.А. Обучение детей с нарушением слуха в массовой школе // Дефектология. – 2005. – №5. – С. 44-48.
  15. Шматко Н.Д. Ранняя коррекционная помощь детям с нарушенным слухом: взгляд через 30 лет // Дефектология. – 2018. – №6. – С. 43-52. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36816646
  16. Yarmakeev I.E. Social adaptation of children with disabilities // TOJDAC. – 2016. – 489 р. DOI: http://doi.org/10.7456/1060JSE/071
  17. Coleman J. S. Parents, Their Children and Schools. – N. Y.: Education Studies, 2018. – 192 р.
  18. Meyer A., Rose D.H., Gordon D. Universal design for learning: Theory and practice // Wakefield MA: CAST Copyright. – 2014. – pp.13-16.

 

Библиографическая ссылка:

Лаврентьева О.А. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации: точки роста // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 441-449. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.40