Суслова Т.Ф., Нестерова А.А., Айсина Р.М., Светлакова О.Ю.
СЕМЬЯ С РЕБЕНКОМ — АУТИСТОМ В ИНКЛЮЗИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.41
Суслова Татьяна Федоровна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, Московский государственный областной университет, Москва, Россия, SPIN-код: 3221-4813, E-mail: sibir812@mail.ru
Нестерова Альбина Александровна — доктор психологических наук, профессор кафедры социальной̆ психологии, Московский государственный областной университет, Москва, Россия, SPIN-код: 2855-3800, ORCID ID: 0000-0002-7830-9337, E-mail: anesterova77@rambler.ru
Айсина Римма Михайловна — кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л. Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, SPIN-код: 4962-0509, ORCID ID: 0000-0003-1830-6991, Researcher ID: S-8781-2017, E-mail: reiner@bk.ru
Светлакова Ольга Юрьевна — старший преподаватель кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Минск, Республика Беларусь, SPIN-код: 8891-0258, E-mail:olgiza923@gmail.com
Аннотация. В статье изложены результаты теоретико-эмпирического исследования, направленного на выявление барьеров построения инклюзивного пространства в современном обществе. Отмечается, что трансформация сознания общества в сторону позитивного восприятия детей с расстройствами аутистического спектра и их семьи, обучение детей-аутистов в образовательной организации происходит крайне медленно. Аутизм в обществе отмечается как эпидемия, нуждается в лечении, несет в себе угрозы для семьи. Выявлены проблемы семьи с ребенком-аутистом, связанные с трудностями интеграции детей с расстройствами аутистического спектра в образовательную и социальную среду современного общества. Отмечено, что семья с ребенком — аутистом испытывает постоянные трудности и ограничения, часто лишена социальной и моральной поддержки близких людей и знакомых. Выделены негативные тенденции в восприятии аутизма, ребенка с расстройствами аутистического спектра и семьи, воспитывающей особенного ребенка. Выделены стереотипные взгляды на детей с расстройствами аутистического спектра: невоспитанность, неконтролируемое поведение и др. Рассмотрена роль средств массовой информации в формировании негативного образа ребенка – аутиста и его семьи, в частности, отмечается, что СМИ изображает аутизм как негативное бедствие. Рассматриваются негативные мифы о неспособности полноценного функционирования такой семьи, которые являются одними из детерминант формирования стереотипов восприятия аутизма и стигматизации детей и семьи. Даны рекомендации, главными из которых являются использование стратегий в сфере формирования позитивного отношения общества к детям с расстройствами аутистического спектра и их семьям, таких как формирование инклюзивной культуры в обществе и реализация инклюзивной практики и др.
Ключевые слова: инклюзия и общество, трудности интеграции ребенка-аутиста в образовательную и социальную среду общества, восприятие и отношение общества к детям с РАС.
Литература.
- Айсина Р.М., Нестерова А.А., Суслова Т.Ф., Хитрюк В.В. Аттитюды педагогов в отношении инклюзивного образования детей с РАС: обзор отечественных и зарубежных исследований // Образование и наука. – 2019. – Т. 21. № 10. – С. 189 – 210. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41575563
- Богомолова Е.А., Спиженкова М.А. Инклюзия: проблемное поле в сознании и мышлении учителей // Развитие профессионального мышления: исследовательские подходы и образовательные технологии: Коллективная монография / Под ред. Е.И. Горбачевой. Калуга, 2015. — С. 166-194. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24885101
- Данилова Е.А. Отношение родителей детей с инвалидностью и ОВЗ к инклюзивному образованию в республике КОМИ // Организация инклюзивного образовательного пространства: состояние и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.Ю. Перова. Улан-Удэ: Издательство Сибирского государственного института культуры. — 2017. — С. 146-149. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26473536
- Нестерова А.А., Айсина Р.М., Суслова Т.Ф. Руководство для родителей ребенка с расстройствами аутистического спектра: вопросы самооценки и социального развития ребенка. — М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство РИТМ», 2016. — 216 c. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25564017
- Светлакова О.Ю., Суслова Т.Ф. Оценка инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра // Адуkацыя i выхаванне. – 2019. — № 3 (327). – С. 30-36.
- Сигал Н.Г. Инклюзия: за и против: Монография. Казань: Изд-во «Отечество», 2017. — 200 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29293061
- Суслова Т.Ф. Инклюзивное образование детей с расстройствами аутистического спектра // Международный научно-исследовательский журнал. — 2018. — № 10-2 (76). — С. 85-89. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.76.10.045
- Brede, Remington А., Kenny L. Excluded from school: Autistic students’ experiences of school exclusion and subsequent re-integration into school // SAGE Journals. — 2017. — Vol. 9. — P. 82-91 https://doi.org/10.1177%2F2396941517737511
- Dosch Resisting Normal: Questioning Media Depictions of Autistic Youth and Their Families // Scandinavian Journal of Disability Research. — 2019. — Vol. 21(1). — P.150-157. DOI: http://doi.org/10.16993/sjdr.56
- Humphrey N., Silis V. Inclusive education for pupils with autistic spectrum disorders in secondary mainstream schools: Teacher attitudes, experience and knowledge // International Journal of Inclusive Education. — — Vol. 32. — P. 85-92. DOI: https://doi.org/10.1080/13603116.2011.580462
- Kalyva E. Collaboration Between Parents of Children with Autism Disorders and Mental Health Professinals // Recent advances in autism spectrum disorders. Dublin, Ireland. — 2012. — Vol. I. — P. 521-562. DOI: 5772/53966
- Kinnear S.H., Link B.G., Ballan M.S., Fischbach R.L. Understanding the Experience of Stigma for Parents of Children with Autism Spectrum Disorder and the Role Stigma Plays in Families’ Lives //Journal of Autism and Developmental Disorders March. — 2016, 0 Vol. 46. — Issue 3. — Р. 942–950. DOI: https://doi.org/10.1007/s10803-015-2637-9
- Kriger B.. Piškur B., Schutze Ch., Jakobs U., Beurskens A., Moser A. Supporting and hindering environments for participation of adolescents diagnosed with autism spectrum disorder: A scoping review // PLoS One.- 2018. Vol. 13(8):e0202071. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0202071
- Tissot Working together? Parent and local authority views on the process of obtaining appropriate educational provision for children with autism spectrum disorders // Educational Research. — 2011. — Vol. 53. — Issue 1. — P. 1-15. DOI: https://doi.org/10.1080/00131881.2011.552228
Библиографическая ссылка:
Суслова Т.Ф., Нестерова А.А., Айсина Р.М., Светлакова О.Ю. Семья с ребенком — аутистом в инклюзивном пространстве современного общества // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 450-460. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.41