ISSN 2409-7616

Ярославцева Н.В., Разгонов В.Л., Лопуха Т.Л. 

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ: ШКОЛА, ВУЗ, СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.36

Ярославцева Наталья Васильевна — кандидат педагогических наук, директор, Новосибирский института мониторинга и развития образования, Новосибирск, Россия, SPIN-код 7313-2260, ORCID ID: 0000-0003-2105-4836, E-mail: nvya.nimro@gmail.com

Разгонов Виталий Леонидович — кандидат педагогических наук, начальник, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россия, SPIN-код: 9603-6380, E-mail: vlrazgonov@yandex.ru

Лопуха Татьяна Леонидовна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск,  Россия, SPIN-код: 1799-8692, E-mail: lopoukha@yandex.ru

Аннотация. В статье делается попытка обосновать методологический принцип преемственности, призванный сбалансировать в современных образовательных условиях традиции и инновации в содержании, формах, методах и средствах профессионального воспитания. Это связано с необходимостью использовать богатый отечественный опыт профессионального воспитания, обогащая его современными технологическими приемами, не допуская необоснованно радикальных перемен, не прошедших проверку в педагогической практике. При этом, безусловно, необходимо учитывать новые явления в молодежной среде, вызванные критическим осмыслением воспитуемыми современной социальной реальностью. Сообразно этому необходимо строить и предлагать молодым людям социально-целесообразные, отвечающие национальным традициям прошедшим проверку временем модели поведения в профессиональной среде. Методологический принцип преемственности не только отражает связь традиций и инноваций в профессиональном воспитании, но и обеспечивает единство образовательной среды. Он базируется на закономерной связи, генетической обусловленности системы профессионального воспитания в образовательных организациях Российской Федерации, их настоящего и будущего тем состоянием, которое профессиональное воспитание имело на различных законченных этапах своего исторического развития. Методологический принцип преемственности предъявляет требования диалектического развития педагогических традиций профессионального воспитания, а также качественной оценки баланса традиций и инноваций.

Ключевые слова: принцип преемственности, профессиональное воспитание, связь традиций и инноваций, модели поведения.

 

Литература:

  1. Арасланова А.А. Педагогическая инноватика: связь педагогических традиций и проектирование будущего // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2010. — № 1(16). — С. 326–331.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21155669
  2. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. — М.: Наука, 1969. — 294 с.
  3. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  4. Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. — 2010. — № 9. — С.10-19. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=15271587
  5. Воробьев М.Ф. Закон отрицания отрицания. — М.: Госполитиздат, 1958. — 63 с.
  6. Гаращук С.С. Российская система нравственных традиций в контексте современных социальных реалий: дис. … канд. филос. наук: 09.00.11. — Ставрополь, 2017. — 166 с.
  7. Домрачев Г.М., Ефимов С.Ф., Тимофеева А.В. Закон отрицания отрицания. — М.: Высшая школа, 1961. — 140 с.
  8. Егорычев А.М., Мардахаев Л.В., Воспитание подрастающего поколения в условиях современной России: учет традиций российского казачества // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2015. – № 3(4). – С. 171-175. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25597447
  9. Есаулова М.Б. Преемственность в профессиональном педагогическом образовании: современная интерпретация и научно-практическое обеспечение: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. — СПб., 2005. — 378 с.
  10. Кедров Б.М. О повторяемости в процессе развития. — М.: КомКнига, 2006. — 152 с.
  11. Ковалева Е.О. Проблема преемственности социокультурных традиций и конфликта поколений в русской философии конца XIX – начала XX века: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.03. — М., 2018. — 28 с.
  12. Курасова Т.И. Категория преемственности в контексте творческой деятельности // Вестник МГКУ. — 2011. — № 4 (43). — С. 50–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17079545
  13. Мамчур Е.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. — М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. — 360 с.
  14. Мардахаев Л.В. Формирование основ гуманитарной культуры будущего офицера // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2014. – № 1. – С. 197-200. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25597312
  15. Мардахаев Л.В. Нравственные основы личности современного офицера // Вестник академии военных наук. – 2015. – № 3. – С. 53-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27177804
  16. Рубанов В.Г. Понятие «преемственность» и его социальное измерение // Философия, социология и культурология. 2003. — № 6. — С. 103–110.
  17. Смирнов Д.В. Роль социокультурных традиций в формировании постсовременной методологии науки: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.0. — Киров, 2015. — 21 с.
  18. Федосеева И.А., Зотов А.А.Самовоспитание в профессиональной подготовленности курсантов Росгвардии: сущность и содержание // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 58-4. — С. 99-104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32748534
  19. Францева Н.А. Категория традиции в философском познании: логико-гносеологический анализ: дис. … канд. филос. наук: 09.00.01. — Челябинск, 2016. — 149 с.
  20. Шарыпин А.В. Преемственность традиций самоуправления как средство формирования социально-профессиональной активности студента: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. — Оренбург, 2012. — 25 с.
  21. Яxонт О.О. Отрицание и Преемственность в историческом развитии // Популярные беседы по диалектическому материализму. — М.: Соцэкгиз, 1962. — 263 с.

 

Библиографическая ссылка:

Ярославцева Н.В., Разгонов В.Л., Лопуха Т.Л. Реализация методологического принципа преемственности в профессиональном воспитании специалистов: школа, вуз, система образовательных услуг // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 393-404. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.36