ISSN 2409-7616

Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Краснова Г.А.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В МИРЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.26

Ростовская Тамара Керимовна — доктор социологических наук, профессор, заместитель директора ИСПИ ФНИСЦ РАН по научной работе, зав. кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодежью, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, SPIN-код: 1129-8400, E-mail: rostovskaya.tamara@mail.ru

Скоробогатова Вера Игоревна — кандидат юридических наук, главный аналитик ФГБУ «Главэкспертцентр», Москва, Россия, E-mail: skorobogatova_ve@mail.ru

Краснова Гульнара Амангельдиновна — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Москва, Россия, E-mail: director_ido@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу основных существующих тенденций академической мобильности в мировом сообществе. Проведен обзор мобильности студентов, молодых исследователей в современных социально-экономических условиях в мировом и национальном масштабах. Дан анализ особенностям развития международных программ поддержки обучения студентов российских вузов. Авторы отмечают важные аспекты современности: академическая мобильность имеет тенденцию роста в соответствии с ростом уровня образования; развитые ведущие страны мира оказывают поддержку своим гражданам в рамках национальных программ академической мобильности; процесс «утечки мозгов» по-прежнему является проблемой в целом ряде стран. Интересен анализ участия российских молодых исследователей в европейских программах академической мобильности.  Национальные правительства большинства стран мира, обозначая значимость академической мобильности в развитии научного, экономического и социокультурного потенциала страны, проявляют активность в обеспечении целевой финансовой поддержки своих граждан, как по обучению, так и проведению исследований за рубежом в рамках различных научно-образовательных программ. Как правило, операторами подобных программ, являются национальные Министерства образования и науки или специально созданные агентства академической мобильности. Такого рода агентства, организуют и проводят конкурсный отбор кандидатов для обучения за рубежом, выстраивают сотрудничество с зарубежными университетами, в которые направляют на обучение своих граждан. А также оказывают организационную и финансовую поддержку своим студентам, обучающимся за рубежом. В отдельных странах обозначенные службы, занимаются признанием иностранных документов об образовании и проводят работу по содействию трудоустройства вернувшихся после зарубежного обучения граждан.

Ключевые слова: академическая мобильность, тенденции академической мобильности в мире, мобильность студентов, конкурентоспособность и трудоустройство выпускников вузов, национальные программы академической мобильности.

 

Литература:

  1. Арефьев А.Л., Версхоор Й., Агафонова Е.Л. Российско-нидерландское сотрудничество в образовании // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: сб. научных статей. Выпуск 3. — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018. — 395 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36721358
  2. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л. Развитие академической мобильности в вузах России и ФГОС // Высшее образование в России. — 2012. — № 12. — С. 3-14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18287927
  3. Богословский В.И. Развитие академической мобильности в многоуровневом университетском образовании: метод рекомендации для преподавателей / В.И. Богословский, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына. — СПб.: Изд-во РГПУ, 2007. — 95 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21434533
  4. Галичин В.А. Академическая мобильность в условиях интернационализации образования. — М.: Университетская книга, 2009. — 460 с.
  5. Гафурова Н.В. Твердохлебова Т.В. Возможности реализации Болонского процесса // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 8. — С. 25-32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18041157
  6. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // ЦИТИСЭ. 2015. — № 3. — С. 15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24952318
  7. Егорычев А.М., Федосеева И.А. Образование и общество: проблемы развития высшего профессионального образования начала XXI в. // Социальная педагогика в России. 2014. — № 4. — С. 7-15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22484000
  8. Емельянова Э.Л. Педагогическое обеспечение готовности студентов к академической мобильности: Дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 — М. МГПУ. 2013. – 194 с.
  9. Зновенко Л.В. Категория академической мобильности студентов в современных педагогических исследованиях России // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. — №11 (32). — СПб. — С. 288-292. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17105681
  10. Клементовичус Я.Я. Академическая мобильность в рамках Болонского процесса: учебно-методическое пособие. — СПб.: ГУЭФ. 2015 – 78 с.
  11. Кузеванова Е.В. Формирование исследовательской позиции студентов педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. — 2010.- № 3. — С. 47-52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18040853
  12. Мартыненко О.О., Жукова Н.В. Академическая мобильность в России: сегодняшние проблемы и ближайшие перспективы // Интеграция образования. — 2008. — №2. — С. 3-10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11605278
  13. Мищенко В.А. Национальный менталитет как особый фактор формирования профессиональной мобильности // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 8. — С. 128-136. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18041169
  14. Ростовская Т.К., Вартанова М.Л. Изучение потребительской лояльности к образовательным услугам в условиях глобализирующегося образовательного пространства // ЦИТИСЭ. — — № 2(19). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38506018
  15. Федосеева И.А. Аксиологические основы: выражения современной парадигмы отечественного образования // Интеграция вузовской науки в систему социальных институтов: российский и американский опыт. матер. круглого стола с международным участием / под общей ред. Т.К. Ростовской, А.М. Егорычева. 2018. — С. 79-86. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32813312
  16. Фугелова Т.А. Мобильный студент — субъект воспитательно-развивающей среды вуза // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 5. — С. 106-116. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18038699
  17. Шеремет А.Н. Формирование академической мобильности будущих учителей информатики средствами информационных и педагогических технологий : дисс. … канд. пед. наук. — Новокузнецк, 2009 — 208 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15944833
  18. Чистохвалов В.Н. История развития академической мобильности в странах «Болонской зоны» // Педагогическое образование и наука. — 2009. — № 9. — C. 33-43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17064667
  19. Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Скоробгатова В.И., Безвербный В.А. Международная академическая мобильность в России: тенденции, виды, государственное стимулирование // Экономика региона — №15(2). — С. 420-435. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38558083
  20. Jacob M., Meek V.L. Scientific mobility and international research networks: trends and policy tools for promoting research excellence and capacity building // Studies in Higher Education. – 2013. — № 38(3). — P. 331-344. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2013.773789

 

Библиографическая ссылка:

Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Краснова Г.А. Основные тенденции академической мобильности в мире // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 280-289. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.26