ISSN 2409-7616

Прозументик О.В., Зорина Н.А.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.10

Прозументик Ольга Владимировна — кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, E-mail: prozumentik-pspu@mail.ru

Зорина Наталья Анатольевна — старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, E-mail: zorina@ pspu.ru

Аннотация. Целью статьи является теоретическое обоснование коммуникативного тренинга как средства формирования коммуникативной компетентности родителя ребенка дошкольного возраста; конкретизация содержания и технологии тренинга в контексте его применения в процессе решения задач обогащения всех составляющих компетентности родителя в вопросах общения и взаимодействия с ребёнком. Обращение к вопросу формирования коммуникативной компетентности родителя обусловлено её значением для своевременной социализации и воспитания ребенка дошкольного возраста, недостаточностью внимания педагогов  и специалистов ДОО к решению задач формирования такой компетентности, ограниченностью применения в процессе образования родителей интерактивных технологий. Трудности современного родителя в воспитании ребенка зачастую связаны с ограниченностью опыта общения и взаимодействия с ребенком, неумением и нежеланием понять и принять его,  дефицитом опыта гуманного разрешения конфликтов. Методологическим основанием позиции авторов статьи выступают положения: полисубъектного подхода об общении как условии, механизме социализации и воспитания ребенка на этапе дошкольного детства; компетентностного подхода о сущности, структуре, содержании и путях формирования коммуникативной компетентности родителей; деятельностного подхода об общении как коммуникативной деятельности; личностного подхода о необходимости учёта в межличностном взаимодействии особенностей  родителей как коммуникаторов, о партнёрстве и диалоге как условиях личного развития и саморазвития воспитывающих взрослых  и детей. Результатами анализа теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы являются  конкретизация понятия «педагогическая компетентность родителя», «коммуникативная компетентность родителя», характеристика тренинга как средства формирования коммуникативной компетентности родителя, соотнесения компонентов и содержания процесса формирования коммуникативной компетентности родителя со структурными компонентами тренинга. Новизна материалов статьи заключается в выявлении и обосновании потенциала тренинга как средства формирования коммуникативной компетентности родителя.

Ключевые слова: компетентность, педагогическая компетентность родителя, коммуникативная компетентность родителя, коммуникативный тренинг.

 

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 376 с.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2000. – 224 с.
  3. Гладкова Ю.А. Педагог семья: проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4. – С. 103 – 110. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=10340104
  4. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1985. – 167 с.
  5. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. – М.: Гардарики, 2003. – 223 с.
  6. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Юрайт, 2019. – 177 с.
  7. Коробкова В.В. Сущность и содержание психолого-педагогической компетентности родителей в современных исследованиях // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 6. – С.101 – 105. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17064727
  8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
  9. Минина А.В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста // Образование, наука, инновации. – 2013. – № 2. – С. 93–98. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21192607
  10. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. – М., 2008. – 304 с.
  11. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М., 1989. – 121 с.
  12. Селина В.В. Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания // Вестник НовГу. – 2008. – № 45. – С.68–70. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15196214
  13. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модель конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А.А. Орлова. – Тула, 2008.
  14. Чердынцева Е.В. Технологии формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников // Начальная школа: до+ и после.– 2013. – № 4. – С. 24 – 26. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20372843
  15. Я – компетентный родитель: программа работы с родителями дошкольников / под. ред. Л.В. Коломийченко – М.: Сфера, 2013. – 128 с.

 

Библиографическая ссылка:

Прозументик О.В.,  Зорина Н.А. Формирование коммуникативной компетентности родителей посредством тренинга // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 100-109. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.10