ISSN 2409-7616

Петрина З.И.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.33

Петрина Зоя Ивановна — доцент кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, РИНЦ SPIN-код: 8608-7690, E-mail: zoya-petrina@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема реализации в процессе подготовки в вузе научно-исследовательской деятельности студентов – будущих специалистов в области физической культуры и спорта. Автор стоит на позиции важности научно-исследовательской работы студентов как обязательной составляющей их профессиональной подготовки, способствующей овладению будущими специалистами методологией научного изыскания, приобретению опыта организации и проведения научных исследований, формированию готовности студентов к осуществлению исследовательской работы в будущей практической деятельности. Активное участие в научно-исследовательской работе на этапе вузовского обучения создает условия не только для получения профессиональных знаний, но и формирования мотивации познания, активного участия в научных изысканиях, заинтересованности в реализации новых идей в практической профессиональной деятельности, внедрения достижений научно-технического прогресса в образовательную и личностного развития. Целью исследования стал анализ специфики научно-исследовательской деятельности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта в процессе профессиональной подготовки. Задачи исследования: проанализировать направления осуществления различных форм научно-исследовательской работы, выделить основные виды научно-исследовательской работы студентов. Гипотеза исследования: анализ специфики научно-исследовательской деятельности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта в процессе профессиональной подготовки позволит оптимизировать процесс их профессиональной подготовки. Методы исследования: теоретический анализ, систематизация. В результате исследования проанализированы направления осуществления различных форм научно-исследовательской работы, выделены основные виды научно-исследовательской работы студентов. В результате исследования автором сделан вывод о том, что подготовка будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта в вузе предусматривает систематическую деятельность по активизации их познавательной активности и самостоятельности, вовлечению их в разные виды научно-исследовательской работы, развитию исследовательских навыков, мотивации к исследовательской работе, готовности самостоятельно приобретать, подвергать анализу и применять научную информацию, использовать в практической работе современные технологии, повышения их интеллектуальной культуры. Данная работа предполагает активное применение преподавателями в образовательном процессе современных инновационных технологий, создающих условия для эффективной реализации творческих, исследовательских, проектных и других форм обучения, формирующих научно-исследовательские компетенции студента, его готовность к профессионально-личностному развитию.

Ключевые слова:профессиональная подготовка, научно-исследовательская деятельность, специалист в области физической культуры и спорта, профессиональное развитие.

 

Литература:

  1. Аксёнова А.В. Научно-исследовательская деятельность в подготовке педагогов физической культуры // Вестник Томского государственного университета. — 2019. — №440. – С. 160-166. DOI: https:/doi.ogr/0.17223/15617793/440/22
  2. Балашова В.Ф. Компетенции специалиста по адаптивной физической культуре, формируемые и применяемые в научно-исследовательской деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2009. — № 2 (80). — С. 30-34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12049197
  3. Биштова Э.А. Научно-исследовательская деятельность как фактор профессионального развития студента // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2008. — №49. С. 253-257. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12534855
  4. Большакова О.Н. Готовность студентов к научно-исследовательской деятельности // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2011. — №2. — С. 124-131. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16407071
  5. Вакджира М.Б. Организация научно-исследовательской деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. — 2012. — №3. — С. 139-141. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17927353
  6. Волкова А.В. Социальные факторы активизации научно-исследовательской деятельности студентов социальной направленности обучения // Вестник КемГУ. — 2010. — №3. — С. 156-161. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15166255
  7. Даргевичене Л.И., Добрецова Н.В., Лабунская Н.А., Примчук Н.В. Научно-исследовательская деятельность студентов в области педагогики // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2011. — №10. — С. 48-55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17132704
  8. Ильина Т.Г. Проблемы организации научно-исследовательской работы студентов-экономистов // Проблемы учета и финансов. — 2014. — № 4 (16). — С.65-71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23148493
  9. Колдина М.И. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров профессионального обучения // Концепт. — 2014. — №4. — С. 36-40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21486483
  10. Люткин Н.И. Научно-исследовательская деятельность студентов // Высшее образование в России. — 2005. — №3. — С. 122-124. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9571476
  11. Матерова А.В. Мотивация научно-исследовательской деятельности студентов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. — 2012. — №1. — С. 132-137. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17560750
  12. Пак Л.Г., Яблонских Ю.П. Специфика научно-исследовательской деятельности студента в процессе вузовской подготовки // Приволжский научный вестник. — 2014. — №9 (37). — С. 88-92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22025205
  13. Панкратова О.П. Педагогические технологии в развитии студентов и их подготовке к научно-исследовательской деятельности // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2011. — №1. — С. 91-95. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16529977
  14. Петрова С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов // Молодой ученый. — 2011.  — № 10. — Т.2. — С. 173-175. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17290782
  15. Ростова А.В. Формы научно-исследовательской деятельности студентов // Вестник ВУиТ. — 2011. — №7. — С. 11-114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17101997
  16. Рязанова Д.В., Давлятова Г.Х., Балева А.А. Система мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2016. — №12. — С. 1097-1098. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28146685
  17. Сайтбагина Л.А. Динамика отношения к научно-исследовательской деятельности студентов и магистрантов физкультурного вуза // Омский научный вестник. — 2013. — №2 (116). — С. 181-186. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19916085
  18. Сайфутдинова Г.Б. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — №11-3. — С. 71-74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27325820
  19. Саттарова Л.С. Роль практики в подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности // Universum: психология и образование. — 2018. — №11 (53). — С. 9-11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36379763
  20. Серых А.Б., Никишин М.Ю. Структура научно-исследовательской компетентности будущих бакалавров в области холодильной и криогенной техники // Наука и бизнес: пути развития. — 2013. — № 4 (22). — С. 151-153. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20154754
  21. Супрун Н.Г. Специфика научно-исследовательской деятельности студентов вуза // Система ценностей современного общества. — 2012. — №24. — С. 231-235. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20960165
  22. Терехина Д.С. К вопросу об определении сущности научно- исследовательской деятельности студентов // Вестник ГУУ. — 2012. — №4. — С. 222-227. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18386529
  23. Федорова М.А. Портфолио научно-исследовательской деятельности студента // Высшее образование в России. — 2013. — №8-9. — С. 158-160. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20206539
  24. Чупрова Л.В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза // Теория и практика образования в современном мире: мат. межд. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 380-383. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25528690
  25. Шадчин И.В. К проблеме стимулирования мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности в современных условиях // Инновационное развитие профессионального образования. — 2013. — №2 (04). — С. 128-132. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22701765
  26. Янутш О.А. Студенческое научное общество и научно-исследовательская деятельность студентов: точки расхождения и соприкосновения // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2011. -№6. -С. 53-55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16496618
  27. Adigamova E.B., Nevolina V.V., Kostryukov A.V., Vorobyev V.K., Mikhel’kevich V.N., Akimova V.P. Formation of content of university professional training based on the system research of future professional activity // Man in India. — 2017. — Т. 97. — № 14. — С. 35-47.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=31038393
  28. Askarov I.B. Basic stages of training to research activity future professional education teachers // Eastern European Scientific Journal. — 2016. — № 5. — С.93-99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27237798
  29. Baymurzina V.I., Salimova R.M., Abdullina L.B., Ahmetova A.T., Ishembitova Z.G., Gumerova F.F. Research training in the professional training system of the university //Astra Salvensis. — 2019. — С.363-372. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41634245
  30. Elmuratova D.M. Theoretical basis of training future teachers to innovative professional activities // Eastern European Scientific Journal. — 2017. — № 1. — С.194-197. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28408590
  31. Smirnova Z.V., Chaykina Z.V., Vaganova O.I., Gruzdeva M.L., Galkina E.N. Research activities in the organization of professional activities of students of service studies // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. — 2019. — Т. 8. — № 9. — С.231-235. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41624502
  32. Sorikhina V.P., Fomina S.N. The necessity, essence and content of students’ integration into research activities in the professional training of bachelors of organization of work with youth // Contemporary Problems of Social Work. — 2018. — Т. 4. — № 1 (13). — С.70-76. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35418283

 

Библиографическая ссылка:

Петрина З.И. Научно-исследовательская деятельность будущих специалистов в области физической культуры и спорта в процессе вузовской подготовки // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 356-365. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.33