ISSN 2409-7616

Климов В.И.

ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ КЛАССИЧЕСКОГО ВУЗА

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.01

Владимир Игоревич Климов — кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», заведующий кафедрой музыкального образования института истории и культуры, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец, Россия, ORCID0000-0003-1123-6687, E-mail: autentichnyi25@yandex.ru

Аннотация. В данной работе представлен анализ теоретических и практических аспектов проблемы формирования познавательной мотивации студентов классического вуза средствами игровых технологий в условиях малого города. Подробно рассматриваются специфика использования игровых технологий в образовательном процессе классического вуза, методы формирования познавательной мотивации студентов вуза, такие как («Дидактические игры»; «Соревнование»; «Ситуация успеха»; «Проектов»; «Создание проблемной ситуации»). В исследовании представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию познавательной мотивации студентов классического вуза средствами игровых технологий в условиях малого города. В ходе практической деятельности были определены  музыкальные игры, которые использовались на специальных занятиях и решали следующие задачи: 1) коррекционные: (развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса, координацию движений; формирование выразительных средств (интонации, мимики, жестов, движений); 2) оздоровительные: (развитие моторики (мелкой, артикуляционной, общей; совершенствование способности снимать эмоциональное и физическое напряжение, укрепление «мышечного чувства»; развитие быстроты двигательной реакции); 3) образовательные: (обучение речевым, певческим навыкам; развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей; формирование умственных умений и действий); 4) воспитательные: (воспитание общей музыкальной, речевой культуры; формирование эстетическому восприятию окружающего мира; развитие эмоциональной сферы); 5) развивающие: развитие познавательной активности; поддержание устойчивого интереса; укрепление саморегуляции и контроля; развитие внимания, памяти, мышления, воображения). По итогам экспериментальной работы, нами были выявлены компоненты развития музыкальных способностей студентов классического вуза музыкального отделения института истории и культуры Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина и критерии их оценки (музыкальный слух; музыкальная память; чувство ритма; музыкальное движение; творческие навыки; умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной деятельности). Сравнительный анализ результатов исследования позволил считать данные педагогические условия, а также использованные в эксперименте игровые технологии эффективными.

Ключевые слова: формирование, познавательная мотивация, студент, игровые технологии, малый город; классический вуз.

 

Литература:

  1. Алямкина Е.А. — Взаимосвязь способностей, задатков и таланта и их развитие в образовательном процессе вуза // Психолог. – 2015. – № 2. – С. 31 — 46. DOI: 10.7256/2409-8701.2015.2.14510
  2. Былахиров К.М., Ковтун Т.Ю. Мотивация в учебной деятельности студентов. МАТЕРИАЛЫ XVIII Всероссийской Научно-Практической Конференции Молодых Ученых, Аспирантов и Студентов в Г. Нерюнгри, с Международным Участием, Посвященной 25-Летию Со Дня Образования Технического Института (филиала). СВФУ, 2019. DOI: 18411/svfu-2017-125
  3. Гуревич П.С. Формирование новой парадигмы // Психология и Психотехника. — 2013. — № 12. — C. 1191-1999. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.12.10477
  4. Л.А. Корешкова Развитие интеллектуальных способностей средствами технологии «ИнтеллекТ» // Психология и Психотехника. — 2013. — № 3. — C. 283-287. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.03.8
  5. Калганова, Н. В., Паршина, В. С. Мотивация профессиональной деятельности преподавателей отраслевого вуза // Наука России: Цели и задачи. — 2017. DOI: 10.18411/sr-10-12-2017-22
  6. Носс И.Н. Особенности диагностики познавательной активности как фактора профессионального развития личности // Психология и Психотехника. — 2014. — № 5. — C. 546-552. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.5.10915
  7. Пилюгина М.А. Пересечение интерпретации и когнитивных способностей // Психология и Психотехника. — 2015. №1(1). — С.33–42. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.1.13794
  8. Пуляева, В.Н., Крюкова, Н.А. Академическая мотивация: взгляд преподавателей // Creative Economy, — 2019. — №13(2). — C.291-296. DOI: 18334/ce.13.2.39798
  9. Спектор Д.М. Мотивация, субъективность и их темпоральные интерпретации // Психолог. – 2016. — №3(3). – С. 26–41. DOI: 10.7256/2409-8701.2016.3.19316
  10. Ушкарев А.А. Статусная мотивация потребления искусства. (2018). Культура и Искусство, 6(6), 1–12. DOI: 7256/2454-0625.2018.6.26694
  11. Флеров О.В. Иноязычная коммуникативная мотивация и её развитие в учебном процессе // Психология и Психотехника. — 2017. -№3(3). –С. 53–68. DOI: 7256/2454-0722.2017.3.23790
  12. Adams R. J., & Wu M. L. The mixed-coefficients logit model: A generalized form of the Rasch model. In M. v. Davier & C. H. Carstensen (Eds.), Multivariate and Mixture Distribution Rasch Models: Extensions and Applications. York: Springer. — P. 57–75. New DOI:  https://doi.org/10.1007/978-0-387-49839-3_4
  13. Ames C., & Archer J. Achievement Goals in the Classroom: Students’ Learning Strategies and Motivation Processes // Journal of Educational Psychology. – 1988. — 80(3). – P.260-267. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-0663.80.3.260.
  14. Black P.& Wiliam D. Assessment for Learning in the Classroom. In J. Gardner (Ed.) Assessment and Learning. SAGE Publications Ltd. — 2012. — 11–32. London: DOI: https://doi.org/10.4135/9781446250808.n2.
  15. Gorshkova O.V. International motivation and participation in scientific activity of students // Amur Medical Journal. — 2018. P.75–76. DOI: 10.22448/amj.2018.1-2.75-76
  16. Tikhomirova, T.S., Kochetkov, N.V. Learning motivation and personal reflection in students: features and relationship // Psychological Science and Education. – 2017. — Vol. 22(3). -P.53–62. DOI: 10.17759/pse.2017220306
  17. Harks B., Rakoczy K., Hattie J., Besser M., & Klieme E. The effects of feedback on achievement, interest and self-evaluation: the role of feedback’s perceived usefulness // Educational Psychology. – 2014. — Vol. 34(3), — P.269–290. DOI: https://doi.org/10.1080/01443410.2013.785384.

 

Библиографическая ссылка:

Климов В.И. Формирования познавательной мотивации студентов классического вуза // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 7-18. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.01