ISSN 2409-7616

Григорьева Ю.С., Половодова Л.С.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.06

Григорьева Юлия Сергеевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, SPIN-код: 7037-2158, E-mail: ulia_grigoreva_7@mail.ru

Половодова Любовь Серафимовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, E-mail: polovodova@rambler.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с мониторингом деятельности образовательных организаций в области реализации полисубъектного подхода, и в частности – результативности взаимодействия детского сада с семьей, направленного на формирование компетентности родителей в области становления коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Цель публикации – теоретическое обоснование и трансляция результатов научных исследований в области сущностных, параметральных и уровневых характеристик педагогической компетентности родителей. Обосновывается необходимость формирования коммуникативных умений, являющихся гарантом успешной адаптации детей дошкольного возраста к школьному обучению по следующим основаниям: коммуникация обеспечивает безболезненное вхождение в новый коллектив сверстников, принятие на себя новой роли – обучающегося, способствует позитивной социализации на фоне восприятия и рефлексии достижений в учебной деятельности. Актуализируется вопрос о необходимости ее своевременной и качественной диагностики, определяются ее основные параметральные (показатели, критерии) и уровневые характеристики, описывается инструментарий для проведения диагностических процедур мотивационного и гностического компонентов.

Ключевые слова: педагогическая компетентность родителей, параметральные характеристики, формирование и диагностика коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, полисубъектный подход.

 

Литература:

  1. Грибоедова (Симакова) Т.П. Формирование субъектной позиции семьи на основе социально-образовательного партнерства: дис. … док. пед. наук. – Томск, 2012. – 488 с.
  2. Коджаспиров А.Ю. Психопрофилактика детско-родительских конфликтов в современной семье // Психологическая наука и образование. — 2013. – №1. – С. 11-12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18995263
  3. Кошелева А.Д. Роль семьи в становлении эмоционального отношения ребенка к миру // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 4. – С. 124 – 136
  4. Кучмаева О.В., Петрякова О.Л. Взаимодействие семьи и общества: особенности и перспективы. – М.: ГАСК, 2012. – 24 с.
  5. Майер А.А., Давыдова О.И. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО: учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 144 с.
  6. Мачехина О.П. Использование методов диагностики в педагогических исследованиях школьных конфликтов // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 2. – С. 203 – 205. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21507145
  7. Самохвалова А.Г. Динамика затрудненного общения в детстве: результаты лонгитюдного исследования // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 2. – Т. II. – С. 228 – 234. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21747042
  8. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. – СПб.: Речь, 2011 – 432 с.
  9. Смирнова Е.О. Значение концепции общения М.И. Лисиной для отечественной психологии (к 70-летию со дня рождения М.И. Лисиной) // Вопросы психологии. – 1999. – № 4. – С. 87–92. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38471018
  10. Собкин В.С. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т.XVII. Вып. XXIX. – М.: Институт социологии образования РАО, 2013. – 167 с.
  11. Столин В.В. Семья как объект психологической диагностики // Семья и формирование личности. – М., 1981. – С. 26 – 38.
  12. Хоменко И.А. Семейное воспитание как актуальная научно-педагогическая проблема // Знание, понимание, умение. – 2010. – № 2. – С. 167 – 171. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15165624
  13. Шелуханова Л.В. Семейная социализация: сущность, содержание и проблемы // Наука и современность. – 2011. – №11. – С. 227 – 231. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21105540
  14. Я – компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников / под общей ред. Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 128 с.

 

Библиографическая ссылка:

Григорьева Ю.С., Половодова Л.С. Диагностический инструментарий для изучения родительской компетентности в вопросах формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 58-68. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.06