ISSN 2409-7616

Богомолов А.Н.

ПОКАЗАТЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.19

Богомолов Александр Николаевич — адъюнкт Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь, Россия, Е-mail: amolov87@list.ru

Аннотация. Данная статья посвящена уточнению составляющих когнитивного компонента структуры педагогической готовности выпускников вузов войск национальной гвардии Российской Федерации к обучению подчиненных. Для достижения этой цели автором была разработана открытая анкета, включающая два вопроса какими общекультурными знаниями и какими знаниями в области военной педагогики, должен обладать, выпускник военного вуза как непосредственный преподаватель для своих подчиненных. Анкета была предложена 34 старшим офицерам кафедр Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации (ВНГ РФ), ранее проходившим военную службу в различных округах войск национальной гвардии, имеющих большой служебный опыт работы с подчинёнными, организации и проведения с ними занятий. Характеризуя знания и общекультурные, и в области военной педагогики респонденты дали по 74 ответа. Благодаря проделанной работе было установлено, что офицеры-выпускники вузов войск национальной гвардии Российской Федерации, кроме знаний утвержденных квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке, должны обладать и такими общекультурными знаниями: культуры, духовно-нравственных основ жизни людей, их взаимоотношений, этикета, культуры общения с подчиненными; знанием особенностей культур народов Российской Федерации и особенностей конфессий исповедуемых подчиненными военнослужащими; знаниями истории России, военной истории, традиций войск национальной гвардии Российской Федерации, внешней и внутренней политики проводимой государством; глубоким знанием общевоенных дисциплин, базовыми знаниями естественнонаучных дисциплин. Офицер-преподаватель для своих подчиненных в области военной педагогики должен владеть: знанием форм и методов проведения занятий с подчиненными, методов педагогического взаимодействия с военнослужащими, различными по национальному и возрастному признаку; риторическими приемами взаимодействия с аудиторией; руководящими документами по организации боевой подготовки в ВНГ РФ.

Ключевые слова: военный вуз, выпускники вузов войск национальной гвардии, педагогическая готовность, подчинённые, обучение подчиненных, служебный опыт, старшие офицеры.

 

Литература:

  1. Бажутин А.А., Осипов В.Л., Кузнецов Р.А. Мотивационная система личности. В сборнике: Актуальные вопросы гуманитарных и социально-экономических наук Сборник трудов Международной научно-практической конференции (с очным участием). В 2-х частях. 2018. С. 63-68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34903875
  2. Баннов В.В. Формирование готовности курсантов к самоконтролю учебно-профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Омск, 2018. – 28с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27526306
  3. Баронин А.В. Формирование педагогической готовности курсантов к разрешению конфликтных ситуаций в воинской части: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Москва, 2012. ‑25 с.
  4. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность: монография. ‑ М.: Академия Естествознания, 2010. – 310с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20107560
  5. Богданов М.А. Формирование профессионального мастерства у курсантов военных вузов сухопутных войск в ходе полевых учебных занятий: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Казань, 2011. ‑ 20 с.
  6. Богомолов А.Н., Педагогическая готовность выпускников военных вузов к обучению подчиненных: проблемы и перспективы // Калининградский государственный технический университет. – Калининград, 2019. – 12 с.
  7. Гаманенко Н.П. Формирование готовности педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности: дисс … канд. пед. наук: 13.00.08 – Пермь, 2018. ‑263 с.
  8. Данилова Т.В. Педагогическая технология формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Санкт-Петербург, 2015. ‑23с.
  9. Дергачев С.П. Формирование педагогической готовности будущих офицеров к воспитательной работе с личным составом в нестандартных ситуациях: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Екатеринбург, 1999. – 20 с.
  10. Евдокимов А.С., Методическое обеспечение подготовки младшего начальствующего состава в образовательном процессе вуза МЧС России: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Санкт-Петербург, 2019.‑30с.
  11. Кашко Т.В. Активизация учебно-познавательной мотивации курсантов старших курсов в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08. ‑ Елец, 2016. ‑171с.
  12. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденные директором федеральной службы войск национальной гвардии – главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации 18.03.2017г.
  13. Киреева Е.П. Формирование профессиональных компетенций у курсантов военно-инженерных вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Москва, 2013. ‑24 с.
  14. Косолапова Л.А. Формирование готовности выпускников действовать в ситуации неопределенности в процессе обучения на основе взаимопереходов «практика-теория» и «теория-практика» в открытом образовательном пространстве педагогичмеского вуза // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. — 2018. — № 1 (45). — С. 65-72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32764816
  15. Кузнецов Р.А. Формирование военно-профессиональных качеств у курсантов Росгвардии в образовательном процессе военного института // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого – педагогические науки. – – № 3. (49) – С. 265–269. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41132071
  16. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. — 1995. — №5. ‑ С. 44-49.
  17. Новиков А. А..Формирование готовности к профессиональной деятельности у курсантов военных вузов: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. – Москва, 2012. ‑25 с.
  18. Пузиков О.П. Формирование управленческо-прогностической компетенции у курсантов военных вузов: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. ‑ Челябинск, 2015. ‑27с.
  19. Сергеева Е.В., Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Ульяновск, 2009. ‑29 с.
  20. Сидоренков С.В. Формирование военно-профессиональной готовности у курсантов-кинологов в условиях повседневной деятельности военного вуза: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Санкт-Петербург, 2004. ‑185с.
  21. Скапцов Е.В., Формирование проектно-конструкторской компетенции курсантов военно-инженерных вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Челябинск, 2018. ‑26с.
  22. Стерхова А.А., Бондаренко Н.Г.: Анализ понятия «организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. -2014. — №2. – С.143-152.
  23. Шишков А. И. Формирование профессиональной компетентности курсантов военных вузов в ходе тактико-специальной подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Москва, 2010. ‑ 25 с.
  24. Шмаков Ю. А. Формирование педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Москва, 2014. ‑ 278 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19333904
  25. Юдин Д.А. Организационно-педагогические условия формирования информационно-психологической устойчивости будущих офицеров внг России / Д.А. Юдин // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. — 2019. — № 3 (49). — С. 303-308. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41132080

 

Библиографическая ссылка:

Богомолов А.Н. Показатели педагогической готовности выпускников вузов войск национальной гвардии российской федерации (когнитивный компонент) // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 206-215. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.19