ISSN 2409-7616

Уваров В.И.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК НЕОБХОДИМЫЙ РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.18

Уваров Валерий Игоревич — старший преподаватель кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», Москва, Россия, SPIN-код: 3613-0060, E-mail: v_uvarov@mail.ru

Аннотация. В статье предпринимается попытка рассмотреть актуальные подходы к организации самостоятельной работы студентов, которая становится все более и более актуальной в связи со смещением приоритетов с очных форматов обучения на очно-заочные и полностью заочные. Подчеркивая важность самостоятельной работы студентов, автор предлагает ряд способов, способных повысить эффективность данного формата, а также называет условия успешного преподавания иностранного языка специальности в неязыковом вузе. Изменения, которые автор предлагает внести в традиционное преподавание языка специальности, сводятся к трем аспектам: переосмыслению личности преподавателя и его функций; актуализацию форматов организации учебного процесса (как аудиторного, так и внеаудиторного); качественный подбор контента учебного материала. Касаемо личности преподавателя, помимо его профессионализма, подчеркивается важность лидерских качеств, умения мотивировать и заинтересовать, а также грамотно выстроить учебный процесс с учетом доминирующей роли самостоятельной работы. Полезным дополнением к традиционному формату преподавания, способному вывести аудиторную и внеаудиторную работу студентов на качественно новый уровень, автор предлагает внедрение технологии тимбилдинга. Учитывая личностные особенности современных поколений студентов, автор видит возможность расширенного применения технологии игры так же способствующей оптимизации учебной активности студентов и качеству усвоения языкового материала. В заключение высказывается надежда на скорейшую «реконструкцию» традиционной модели преподавания с учетом предложенных автором подходов.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, мотивация, эффективность, тимбилдинг, позитивная атмосфера, команда, технология игры.

 

Литература:

  1. Варламова Е.Ю. Лингводидактическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Лингвистика» // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2013. – № 1-1 (77). – С. 8–14.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18823206
  2. Варламова Е.Ю. Формирование лингводидактической компетентности будущих учителей иностранного языка как второй специальности: дисс. … канд. пед. наук. – Чебоксары, 2005. – 202 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16067395
  3. Варламова Е.Ю. Особенности профессиональной подготовки бакалавров иноязычного педагогического образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2014. – № 2 (82). – С. 136– URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21599947
  4. Егорычев А.М., Федосеева И.А. Концепция управления системой образования в современном высшем учебном заведении на основе синергетического подхода // Вестник экономической интеграции. — 2012. — № 8 (52). — С. 167-173. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18726411
  5. Егорычев А.М., Буксикова О.Б. Россия перед вызовами XXI века: контекст роста значимости образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2009. — № 11 (74). — С. 13-17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17266207
  6. Квитковская А.А., Шевченко Н.И. Проблемы и пути совершенствования подготовки педагогических кадров // Человеческий капитал. — 2016. — № 5 (89). — С. 25-27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26113493
  7. Квитковская А.А. Содержательно-организационные основы формирования поликультурной компетентности студентов ВУЗА // Человеческий капитал. — 2015. — № 1 (73). — С. 112-116. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23466401
  8. Лопуха Т.Л., Лопуха А.Д. К формированию идеологических основ российского образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2015. Т. 14. — № 3 (130). С. 117-126. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24398032
  9. Мардахаев Л.В., Варламова Е.Ю. Иноязычная профессиональная компетентность будущего педагога как фактор социализации личности // ЦИТИСЭ. – 2017. – № 2 (11). – С.12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29461691
  10. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учебное пособие для студентов. – М.: Перспектива, 2016. – 120 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27237709
  11. Мардахаев Л.В., Никитина Н.И. Диверсификация непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы в университетском комплексе // Педагогическое образование и наука. — 2008. — № 8. — С. 52-59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11656739
  12. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М., Варламова Е.Ю., Костина Е.А. Формирование этнокультурной личности будущего педагога в языковой образовательной среде вуза (Development of ethnocultural personality of future teacher in linguistic educational environment of high school) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8. – № 4. – С. 204–216. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35605579
  13. Организация и контроль самостоятельной работы студентов: методические рекомендации / сост. Н.В. Соловова; под ред. В.П. Гарькина. – Самара: Изд-во «Универс — групп», 2006. – 15 с.
  14. Пак Ю.Н., Шильникова И.О., Пак Д.Ю. Самостоятельная работа студента в условиях ГОС нового поколения // Высшее образование в России. – 2015. – № 6. – С. 138–144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23929728
  15. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2019. – 352 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41222164
  16. Сартан Г.Н. Тренинг командообразования. — СПб.: Речь, 2015. — 187 с.
  17. Уваров В.И. Концепция глобальной игры в обучении студентов иностранному языку // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2019. — № 3. С. 107–115. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41125317
  18. Федосеева И.А. К вопросу о качестве высшего образования в современном российском обществе // ЦИТИСЭ. 2016. — № 3 (7). — С. 26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26398867
  19. Федосеева И.А. Теоретические подходы к построению стратегии развития высшего образования // Социальная педагогика. № 1.- 2015. — С. 71-75. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=23602025
  20. Фомина С.Н., Береза Н.А., Квитковская А.А. Построение индивидуального образовательного маршрута студента как способ осознанной учебной деятельности // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2018. Т. 17. — № 3 (148). — С. 42-49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36499780
  21. Хохоева Л.В. Роль самостоятельной работы в формировании академических компетенций // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 4(11). – С. 314–317. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18755583
  22. Щербакова Е.В. Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного процесса в вузе // Молодой ученый. — 2010. — №8. Т. 2. — С. 188-190. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=15173169

 

Библиографическая ссылка:

Уваров В.И. Самостоятельная работа как необходимый ресурс повышения качества обучения иностранному языку в неязыковом вузе // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 195-205. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.18