ISSN 2409-7616

Суслов Д.В., Ярославцева Н.В., Евдокимов А.А.

ИННОВИРОВАНИЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.13

Суслов Дмитрий Валентинович — кандидат военных наук, начальник кафедры тактики, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск Россия, SPIN-код: 8467-4588, E-mail: sdv1968@yandex.ru

Ярославцева Наталья Васильевна — кандидат педагогических наук, директор, Новосибирский институт мониторинга и развития образования, Новосибирск, Россия, SPIN-код 7313-2260, E-mail: nvya.nimro@gmail.com

Евдокимов Андрей Алексеевич — кандидат военных наук, доцент кафедры тактики, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск Россия, E-mail: nvvku@mil.ru

Аннотация. В статье анализируются процессы развития мирового отечественного образования на инновационной основе. Определяется сущность, содержание и логика инновирования образования в России. Рассматривается специфика инновирования военного образования, особенно в сфере информатизации образовательного процесса. Анализируются эффективность применяемых форм и методов обучения, проблемы создания разноуровневой информационно-образовательной среды в условиях действия норм закрытости информации. Ставится проблема гуманизации военного образования, изменения подходов в управлении профессиональной подготовкой военных специалистов. Особое место уделено гуманитаризации профессионального образования в военных вузах. Проанализированы существующие в системе военного образования противоречия. Отмечена необходимость создания в военном образовании внутренних условий его развития. Авторы приходят к выводу о том, что в исследовании проблем и противоречий развития военного образования, вызванных инновациями в управлении, можно установить наличие противоречий между инновационной политикой и ее реализацией на практике, определяющих проблему управления инновациями. Подчеркивают, что в педагогическом плане, важнейшими являются внутренние условия развития образования, которые представляют собой реакции системы образования на проблемы и существующие противоречия.

Ключевые слова: содержание и логика инновирования мирового и отечественного образования; инновации в современном военном образовании; технологическая проблематика реализации мировых технологичных трендов развития образования.

 

Литература:

  1. Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII-начала XX века: Дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01: Москва, 2004. — 636 c.
  2. Барабанщиков А.В., Звягинцев В.Г. Психология и педагогика высшей военной школы: Учебное пособие / под ред. генерал-майора А.В. Барабанщикова и полковника Н.Ф. Феденко. — М.: ВПА им. В.И. Ленина, 1979. – 283 с.
  3. Гареев М.А., Дербин Е.А., Турко Н.И. Дискурс: методология и практика совершенствования стратегического руководства обороной страны с учетом характера будущих войн и вооруженных конфликтов // Вестник АВН. — 2019. — № 1. — С. 4–6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41358114
  4. Голубев Ю.Н., Каргин В.Н. Информатизация Вооруженных Сил // Военная Мысль. –– 2005. — № 6. – С. 42-51.
  5. Евсеева Л.В. Обоснование необходимости гуманизации и гуманитаризации военного образования // Вестник Военного Университета. – 2010. – № 2 (22). – С. 31-35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15186081
  6. Егорычев А.М. Философско-методологические основы социальной педагогики // Социальная педагогика в России. — 2010. — № 6. — С. 29-35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16099240
  7. Зубков О.В. Политика информатизации в военной сфере российского общества: дис. … к.философ.н.: 09.00.10. – Москва, 2000. – 194 с.
  8. Исаева Н.Н. Развитие мотивации в самовоспитании и саморегуляции психологической совместимости у военнослужащих в подразделениях внутренних войск. – СПб. СПВИ ВВ МВД России, 2012. – 57 с.
  9. Лопуха Т.Л. Профессиональное воспитание курсантов военных вузов на традициях российского офицерства: монография. — Новосибирск: НВВКУ, 2019. — 274 с.
  10. Лопуха А.Д. Реформирование системы военного образования России: есть ли свет в конце тоннеля? // ЦИТИСЭ. 2016. — № 1 (5). — С. 23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871199
  11. Лопуха Т.Л. Идеологические основы политической культуры офицеров российской армии // Гуманитарные проблемы военного дела. 2015. — № 3 (4). — С. 12-15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25597402
  12. Мардахаев Л.В. Формирование основ гуманитарной культуры будущего офицера // Гуманитарные проблемы военного дела: военно-научный журнал. – 2014. – № 1. – С. 197-200. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25597312
  13. Мардахаев Л.В. Нравственные основы личности современного офицера // Вестник академии военных наук. – 2015. – № 3. – С. 53-58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27177804
  14. Махнина Ф.М. Информатизация в контексте модернизации российского общества: автореф. дис. … канд. социолог. наук: 22.00.04. – Казань, 1999. – 20 с.
  15. Мещеряков Д.В., Середов И.Г. Информатизация военного образования: проблемы и перспективы // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – №2. – С. 26-32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26369834
  16. Петрова Т.Э., Буторин В.В. Здоровье как фактор и условие формирования у курсантов военного вуза готовности к профессиональной деятельности // ЦИТИСЭ 2018. — № 1(14). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35217400
  17. Разгонов В.Л. Ценностное отношение курсантов к ключевым идеям военной службы: механизмы формирования // Вестник Академии военных наук. 2015. — № 3. — С 89–93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27175658
  18. Турченко В.Н., Шматков Р.Н. Онтологические и гносеологические проблемы качества высшего образования: постановка проблем // Философия образования. 2012. — № 5 (44). — С. 47-54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18152531
  19. Федосеева И.А. К вопросу о сохранении преемственности в воспитании кадета как будущего офицера // ЦИТИСЭ. 2018. — № 4 (17). — С. 9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36709992
  20. Федосеева И.А., Гуща Р.А. Нравственная составляющая — основа формирования профессиональных качеств будущего офицера // Перспективы науки. 2018. — № 5 (104). — С. 97-101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35353375
  21. Шишарина Н.В. Инновации в образовании: сущность, функции, свойства и виды // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 4.– С. 45-49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20171943

 

Библиографическая ссылка:

Суслов Д.В., Ярославцева Н.В., Евдокимов А.А. Инновирование военного образования: проблемы и перспективы // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 135-146. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.13