ISSN 2409-7616

Лопуха А.Д., Суслов Д.В., Соломатин Е.В.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.18

Лопуха Александр Дмитриевич — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры тактики, Новосибирское высшее военное училище, Новосибирск, Россия, SPIN-код: 1992-5280, E-mail: lopoukha@yandex.ru

Суслов Дмитрий Валентинович — кандидат военных наук, начальник кафедры тактики, Новосибирское высшее военное училище, Новосибирск, Россия, SPIN-код: 8467-4588, E-mail: sdv1968@yandex.ru

Соломатин Евгений Вячеславович — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Новосибирское высшее военное училище, Новосибирск, Россия, SPIN-код: 8404-1623, E-mail: solomatin.evgeniy@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется современное состояние практики педагогической подготовки преподавателей и обучающихся в военных вузах. Обосновывается необходимость создания теоретических и ценностных основ военно-педагогического образования военных кадров. Представлены основные направления опережающего развития системы военного образования и роли в этом военно-педагогического образования. Анализ современного состояния педагогической подготовки офицеров свидетельствует о том, что ее доля при их обучении в военных вузах практически снижена. Отсутствуют кафедры военной педагогики и психологии, хотя 65% рабочего времени командиров первичного звена имеет педагогический характер (обучение, воспитание и развитие военнослужащих). В статье развивается общая логика развития системы военного образования, роль и место в этом военно-педагогической подготовки офицеров. Обновлены пути развития системы военно-педагогического образования. К числу концептуальных основ развития системы военного образования авторы отнесли: логико-философский метод диалектики, общенаучный системный подход, парадигмальный подход и положения теорий синергетики, аксиологический подход, официальные направления реформирования системы военного образования, проектный метод управления. Эти основы формируют замысел исследовательской, проектной, организационно-педагогической и управленческой деятельности, обеспечивающей развитие системы профессионального военного образования.

Ключевые слова: развитие военного образования, военная реформа, образовательная деятельность, военно-педагогическая подготовка.

 

Литература:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
  2. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2006. — 511 с.
  3. Горемыкин В.П. Военное образование – цель на развитие [электронный ресурс] // Вестник военного образования. – режим доступа: http://vvo.milportal.ru/voennoe-obrazovanie-tsel-na-razvitie/ (дата обращения 05.02.2019).
  4. Драгомиров М.Н. Избранные труды. — М.: Воениздат, 1956.
  5. Дорофеев В.А. Военная психология и педагогика, методика воспитательной работы: учебно-методические материалы. — Барнаул, БВАУЛ им. К.А. Вершинина, 1991. — 105 с.
  6. Карпенко М.П. Телеобучение. — М.: СГА, 2008. — 800 с.
  7. Кудж С.А. Новая парадигма образования [электронный ресурс] / С.А. Кудж // Проект RadNews. З.М.Н. – режим доступа: http://www.radnews.ru/ (дата обращения 10.02.2019).
  8. Максимов С.В. Диалектика отечественного военного прогресса: монография. – Красноярск: СФУ, 2017. – 353 с.
  9. Пель В.С., Турченко В.Н., Шматков П.Н. [и др.] Философско-методологические основы образовательных инноваций в условиях глобализации: монография / под ред. В.Н. Турченко. — Новосибирск: НГПУ, 2013. 286 с.
  10. Платонова С.И. Парадигмальный характер социального знания: автореф. дис. … док. философ. наук: 09.00.11 / Платонова Светлана Ипатовна. – М., 2014. – 54 с.
  11. Поддубный Н.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем: Онтол. и гносеол. аспекты: монография. – Белгород: Изд-во БГУ, 1999. – 351 с.
  12. Разгонов В.Л., Лопуха Т.Л. Исторические предпосылки формирования системы профессионального воспитания российских военных кадров // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-1. – С. 145-149. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36647492
  13. Разгонов В.Л. Ценностные ориентиры профессионального воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе военного вуза: Дисс… канд. пед. наук. – Омск: ОмГПУ, 2016. – 212 с.

 

Библиографическая ссылка: 

Лопуха А.Д., Суслов Д.В., Соломатин Е.В. Развитие системы военно-педагогического образования в вооруженных силах Российской федерации // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 194-203. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.18