ISSN 2409-7616

Кублицкая Е.А., Лютенко И.В.

ТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧЕНИЯ В ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.44

Кублицкая Елена Александровна — кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра социологии религии и социокультурных процессов, Институт социально-политических исследований РАН, Москва, Россия, SPIN-код: 2424-8940, ORCID https://orcid.org/0000-0001-9685-2213, E-mail: eakubl@yandex.ru

Лютенко Ирина Викторовна — магистр социологии, младший научный сотрудник Центра социологии религии и социокультурных процессов, Институт социально- политических исследований РАН, Москва, Россия, SPIN-код: 6396-0420, ORCID https://orcid.org/0000-0002-6815-8977, E-mail: blodrein@mail.ru

Аннотация.В данном материале анализируется эмпирические показатели социологических исследований в регионах РФ, характеризующие включенность молодежи в религиозные и секуляризационные процессы. В статье также рассматривается значение нетрадиционных религий и эзотерических учений в жизни молодёжи. На сегодняшний день религиозная идентичность молодежи формируется под действием современной культуры и ценностных ориентаций общества. В связи с социальными изменениями, носящими зачастую негативный характер, происходит массовое снижение духовности и значимости традиционных ценностей, вследствие чего появляются новые специфические взгляды на религию в целом. Для современной молодежи характерно воспринимать религию как набор неких предписаний, принятый в их среде. Любому человеку необходима вера для достижения той или иной цели в жизни. Разочаровавшись и не найдя помощи в идеологических конструкциях идеализма, монархизма, марксизма, традиционных конфессий, индивид ищет выход из идеологического вакуума в различного рода нетрадиционных религиозных течениях, эзотерических практиках. Индивид выбирает из огромного разнообразия учений, те воззрения, которые на его взгляд отражают его мировозренческую идентичность по отношению к религии и атеизму. Индивид может быть носителем нескольких мировоззренческих позиций, которые не только сосуществуют, но и могут дополнять друг друга. Вполне естественно, что среди религиозного и нерелигиозного населения есть респонденты, интересующиеся нетрадиционными религиозными течениями и эзотерическими учениями.

Ключевые слова: секуляризация, конфессия, нетрадиционные религии, эзотерические учения, церковь, религиозные организация, уровень религиозности, молодежные группы.

 

Литература:

  1. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. — М.: ИФ РАН,1999. – 245 с.
  2. Баркер А. Новые религиозные движения. Спб: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997. – 290 с.
  3. Верховный суд запретил «Свидетелей Иеговы» в России. Rbc.ru [электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://www.rbc.ru/politics/ (дата обращения 27.08.2019).
  4. В России запретили Каббалу. Newsland.com [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://newsland.com/user/4296676508/content/v-rossii-zapretili-kabbalu/3797690 (дата обращения 27.08.2019).
  5. Возьмитель А.А. Социология религии в России: проблемы и перспективы // Социологические исследования. — 2007. — № 2. — C. 110-117. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9449994
  6. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, перераб. и доп. — Нижний Новгород: Изд-во «Христианская библиотека». 2006. – 813 с.
  7. Кублицкая Е.А. Особенности изучения религиозности населения в современной России (методология и методы исследования) // Социологические исследования. — 2009. — № 4. — С. 96-107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11845587
  8. Кублицкая Е.А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения // Социологические исследования. — 1990. — №5. – С. 95-103.
  9. Лебедев С.Д., Истомин А.Г., Гущина В.В. Локальная идентичность жителей г. Белгорода (по матер. количественного исследования) // Научный результат. Социология и управление. – 2016. — Т. 2. — №2 (8). – С. 15-26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26299939
  10. Лопаткин Р.А. Социологическое изучение религиозной ситуации и государственно-церковных отношений. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние): монография / ред. Ф.Г. Овсиенко, М.И. Одинцов, Н.А. Трофимчук. — М.: РАГС, 1996. – 198 с.
  11. Лункин Р.Н. «Русские» регионы России: степень православности и политические ориентации // Социологические исследования. – 2008. – № 4. – С. 27-36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=10246154
  12. Пивоваров Д.В. Философия религии. В 3 т. Т. 2: Гносеология религии. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2012. – 554 с.
  13. Реутов Е.В. Региональная власть и церковь: практики легитимации (на примере Белгородской области) // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2004. – № 4 (36). – С. 13-19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15592229
  14. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. — 400 с.
  15. Toffler A. The third wave. — New York: Morrow, 1980. — 544 с.
  16. Roszak, Th. The Making of an Elder Culture: Reflections on the Future of America’s Most Audacious Generation / Th. Roszak. – Gabriola Island, BC: New Society Publishers, 2009. – 320 p.

 

Библиографическая ссылка:

Кублицкая Е.А., Лютенко И.В. Традиционная религиозность и нетрадиционные религиозные учения в жизни российской молодежи: социально-педагогические аспекты // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 478-493. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.44