ISSN 2409-7616

Зубок Ю.А., Чанкова Е.В.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.41

Зубок Юлия Альбертовна — доктор социологических наук, профессор, заведующая Центром социологии молодежи института социально-политических исследований РАН, Москва, Россия, SPIN-код:  2160-6341, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3108-2614, E-mail: uzubok@mail.ru

 Чанкова Елена Вадимовна — доктор социологических наук, доцент, научный сотрудник института социально-политических исследований РАН, Москва, Россия, SPIN- код: 2189-9244, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8831-0836, E-mail: chev3@yandex.ru

Аннотация. В данной статье представлена  коммуникативная компетентность личности в условиях виртуализации современного российского общества. Методология исследования описана с использованием концепций социального пространства П.Бурдье, социальной реальности А. Щюца, виртуальной реальности М.Кастельса,  моделей социальных коммуникаций К. Шеннона, У. Уивера, У. Шрамма, Ч. Осгуда. Данный подход позволил разработать концепцию коммуникативной компетентности в изменяющейся социальной реальности, дать определение коммуникативной компетентности,  сформулировать значимые изменения в структуре коммуникативной компетентности в виртуальной реальности, провести эмпирическую верификацию  теоретических положений и выводов. Коммуникативная компетентность личности, именно в современных условиях, в частности, в виртуальном изменяющемся многопозиционном социальном пространстве, являясь местом концентрации вызовов индивиду и социуму, может стать фактором стабилизации общества и снижения степени его рискогенности, за счет повышения уровня коммуникативной компетентности его акторов. Повышение же уровня компетентности акторов в условиях, когда в Интернет — коммуникации оказывается вовлеченным  трудоспособное большинство россиян, большинство российских организаций – представляется возможным через систему образования, различные его уровни: профессиональное образование, дополнительное образование, курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Включение компонентов коммуникативной компетентности, востребованных в виртуальной реальности, в структуру образовательных моделей рассматривается как ресурс для достижения обществом интеграции. А понимание образовательными учреждениями социокультурных механизмов коммуникативной компетентности в виртуальном социальном пространстве является потенциалом  интеграции современного российского общества. Полученные результаты позволили трактовать коммуникативную компетентность как ресурс стабилизации и интеграции современного российского общества, наметить пути повышения коммуникативной компетентности россиян через систему образования.

Ключевые слова: социальное пространство, виртуальность, изменяющаяся социальная реальность, коммуникативная компетентность личности, саморегуляция.

 

Литература:

  1. Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр. Н.А. Шматко. — М.: Socio-Logos,1993. — 336 с.
  2. Векленко П.В., Попов Д.В. Основной вопрос философии: соотношение реальности и симуляции. Манускрипт. — Тамбов: Грамота. 2019. Том 12. Вып. 8. — С.129-134. DOI: https: //doi.org/ 10.30853/manuscript. 2019.8.26.
  3. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского” (Leviathan, or the Matter, Form and Power of a Commonwealth Ecclesiatical and Civil. L., 1651); рус. пер. в кн.: Гоббс Т. Соч. в 2 т., т. 2. — M.: Юрайт, 2019. – 284 с.
  4. Иванов Д.В. Виртуализация общества. — СПб.: «Петербургское Востоковедение». 2000. — 96 с.
  5. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Изменяющаяся социальная реальность в обществе // и факты, тенденции, прогноз. Т. 10. 2017. — №1. — С. 41-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28807532
  6. Кравченко С.А. Социология риска и безопасности. – М.: Изд-во Юрайт. 2016. — 302 с.
  7. Кравченко С.А. «Нормальная аномия»: контуры концепции // Социологические исследования. — 2014. — № 8. — С. 3-10.
  8. Мальченков И.Е. Виртуальная реальность сети Интернет: социологический аспект // Актуальные социологические исследования. — 2014. — № 1. — С. 53-57.
  9. Михайленок О.М. Информационно-коммуникативные риски сетевизации политических отношений // Вестник Института социологии. — 2019. — Том 10. — № 3. — С. 12-21. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=41224145
  10. Моисеева А.П., Мазурина О.А., Перепелкин О.А. Виртуализация как трансформация и социальная коммуникация // Известия Томского политехнического университета. — — Т. 316. — № 6. — С. 141-146. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=15142710
  11. Соколов А.В. Информатические опусы. Опус 7. Идея информационного общества // Научные и технические библиотеки. — 2011. — № 8.- С. 5-24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16727447
  12. Соколова И.В. Информатизация общества как объект социологического исследования // Ученые записки РГСУ. — 2008. — №4. – С. 20-26. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=11788521
  13. Урри Дж. Мобильность и близость // Социологические исследования. — 2013. — № 2. — С. 3-13. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=18863675
  14. Чанкова Е.В. Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности: Дис. … д-ра соц. наук. — М.: 2018. — 382 с.
  15. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках. В кн. Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренькова. — М.: МГУ, 1994. — 496 с.
  16. Moral Blindness. The Loss of Sensitivity in Liquid Modernity: John Wiley & Sons Limited. – 2013. — 224 p.
  17. Boswell W.R., Olson-Buchanan, J.-B. “The Use of Communication Technologies After Hours: The role of Work Attitudes and Work-life conflict” // Journal of Managementю – 2013. – Vol. 33, № 4, — P. 592-608. .
  18. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Volume I: The Rise of the Network Society. Second edition. — Oxford: Wiley-Blackwell, 2010. — Р.409-410.

 

Библиографическая ссылка:

Зубок Ю.А., Чанкова Е.В. Коммуникативная компетентность личности в виртуальном пространстве: опыт эмпирического исследования // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 449-460. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.41