ISSN 2409-7616

Манин А.А.

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.46

Манин Андрей Анатольевич — старший преподаватель, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россия, SPIN-код: 2563-3878, E-mail: aam101278@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируются проблемы воинской социализации военнослужащих по призыву. Отмечена роль государства и Вооруженных Сил Российской Федерации по популяризации военной службы и повышении ее престижа, а также в процессе социализации личности. Рассмотрены понятия «социализации» и ее направления. Даны негативные, позитивные и взвешенные оценки военной службы по призыву в контексте социализации. Выделены три измерения успешного результата социализации. Затронута проблематика видов социализации на основе диссертационных исследований последних лет. Развитое чувство патриотизма помогает молодежи избежать многих негативных явлений современности, жертвами которых молодые люди становятся в первую очередь. Еще недавно, в этой связи говорили о криминальной среде, занимающейся активным поиском кадров, сегодня, в связи с угрозами молодежи гораздо чаще упоминаются экстремизм и терроризм, «выкачивание интеллектуального капитала», использование молодежи в политических целях. Автор заключает, что патриотизм и военный патриотизм, как высшая степень его проявления, являются общим интересом социализации военнослужащего в процессе военной службы по призыву для государства, общества и самого военнослужащего. Его формирование можно включить в процесс, который называется воинской социализацией. Воинская социализация, в дополнении к культурной, гражданской, политической, профессиональной и возрастной, окончательно формирует наши представления о целостном процессе социализации военнослужащих в процессе военной службы по призыву. Делается вывод о том, что результатом социализации военнослужащих в процессе военной службы выступает патриотизм и идеология, которая в свою очередь прямо ставит перед системой образования задачи социализации подрастающих поколений.

Ключевые слова: социализация, воинская социализация, десоциализация, военная служба по призыву, патриотизм, патриотическое воспитание.

 

Литература:

  1. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // ЦИТИСЭ. — 2015. — № 3 (3). — С. 15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24952318
  2. Егорычев А.М Нравственность как основа отечественного социального воспитания подрастающего поколения (социально-исторический анализ) // Профилактика зависимостей. — 2016. — № 1 (5). — С. 38-45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26139697
  3. Егорычев А.М., Мардахаев Л.В., Ахтян А.Г., Шимановская Я.В. Основы гражданственности и патриотизма в истории нашего Отечества // ЦИТИСЭ. -2019. — № 4 (21). – С. 467-476. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41385144
  4. Лопуха А.Д. [и др.] Воинская социализация курсантов вонных вузов в современных социокультурных условиях: монография. — Новосибирск: НВИ ВВ им. Генерала армии И.К. Яковлева МВД России, 2016. — 153 с.
  5. Лопуха Т.Л., Манин А.А. Содержание педагогической поддержки процессов социализации военнослужащих по призыву в системе военно-политической работы // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4 (21). – С.304-318.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41385130
  6. Мардахаев Л.В. Социализация как социально-педагогическая проблема // Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации: матер. Российской науч.-практ. конф. – М.: АПКиППРО, 2008. – С. 21-27.
  7. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Перспектива, 2016. – 120 с.
  8. Мудрик А.В. Социально-педагогические проблемы социализации: монография. – М.: МПГУ, 2016. – 247 с.
  9. Першуткин С.Н. Государство как субъект социализации российской молодежи: механизмы и технологии участия: автореф. дис. … док. социолог. наук: 22.00.05 / Першуткин Сергей Николаевич. – М., 2012. – 46 с.
  10. Погодин Н.А. Институт армии в формировании идентичности молодежи российского общества: дис. … канд. социолог. наук: 22.00.04 / Погодин Никита Аркадьевич. – Ростов-на-Дону, 2011. – 189 с.
  11. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, др.; под ред. А.М. Егорычева. – М.: Изд-во РГСУ, 2019. – 352 с.
  12. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. — М.: Академия, 2002. — 576 с.
  13. Социальная педагогика: теоретико-методологические основы и перспективы развития: коллективная монография / Л.В. Мардахаев, А.М. Егорычев, Е.И. Артамонова, др.; под ред. Л.В. Мардахаева. – М.: Перспектива, 2019. – 304 с.
  14. Суслов Д.В., Лопуха Т.Л. Развитие системы военного образования России: к постановке проблемы // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 3 (20). – С.29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39135348
  15. Федосеева И.А., Добродомов Р.Н. Ценностные ориентации в историко-педагогической ретроспективе // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: сб. научных статей VIII Межвузовской научно-практической конф. с международным участием. – Новосибирск: НВИ ВНГ, 2017. — С. 267-273. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28347586
  16. Юдин Д.А. Содержание и структура информационно-психологической устойчивости будущих офицеров войск национальной гвардии // ЦИТИСЭ. — — № 2 (19). – С.27. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=38505997
  17. Giddings F.H. The Principles of Sociology: An Analysis of the Phenomena of Association and of Social Organization / F.H. Giddings. –N.Y.; L.: MacMillan & Co., 1986. – 476 p.

 

Библиографическая ссылка:

Манин А.А. Сущность социализации военнослужащих по призыву // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 507-515. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.46