ISSN 2409-7616

Квитковская А.А., Береза Н.А.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.17

Квитковская Ангелина Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной  педагогики и организации работы с молодёжью, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, РИНЦ SPIN-код: 1548-7346, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9505-6191, E-mail: eangelina@yandex.ru.

Береза Наталия Александровна — кандидат педагогических наук, доцент социальной педагогики и организации работы с молодёжью, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, РИНЦ SPIN-код: 5713-8855, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0964-7981, E-mail: n.b3r3za@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается технология создания инклюзивной образовательной среды в массовой школе с целью обеспечения всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья, что предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей и обеспечивали, по возможности, полное участие детей в образовательном процессе. Предложена авторская технология создания образовательной инклюзивной среды, которая дифференцируется по внедрению нововведений, видами деятельности, особенностями окружения, спецификой воздействия на личность и выполняет соответствующие функции. Выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия инклюзивного образовательного процесса, которые ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Авторы считают, что непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации — это выступает важным условием эффективности реализации технология создания инклюзивной образовательной среды в школе, при включении в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: образовательная среда, инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда, принципы инклюзивного образования, здоровьесберегающая внутришкольная образовательная среда, компоненты инклюзивной образовательной среды.

 

Литература:

  1. Алехина С.В., Кутепова Е.Н., Сунько Т.Ю., Самсонова Е.В. Деятельность руководителя образовательной организации при включении  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в  образовательное пространство: метод. матер., для руководителей образовательных организаций. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ. 2014. – 147 с.
  2. Анисимова А.Н., Баулина М.В. Развитие профессиональных компетенций студента как необходимое условие реализации инклюзивной практики // Проблемы современной науки и образования. — 2016. – №4 (46). – С. 129-133. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25602863
  3. Архарова Л.И., Егорова О.Л. Реализация плана инклюзивного образования в регионе // Человеческий капитал. — 2016. — №3 (87). — С. 20-23. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25908577
  4. Береза Н.А. Формирование социального здоровья у подрастающего поколения в образовательной организации // Социокультурное развитие молодежи как фактор формирования социальной сплоченности гражданского общества: матер. всеросс. научно-практ. конф. с международным участием / под ред. Т.К. Ростовской, И.А. Шаповаловой. — 2017. — С. 68-75.
  5. Береза Н.А., Гребенникова В.М., Зотов П.А. Методологические подходы к организации систем непрерывного инклюзивного образования // Моделирование информационных потоков, связанных с ноосферогенезом, глобализацией, индустриальным развитием, и их влияние на здоровье населения: матер. II Междунар. научно-практ. конф. / под ред. Н.И. Никитиной. — 2017. — С. 51-58.
  6. Богинская Ю.В. Инклюзивная образовательная среда дошкольного образовательного учреждения и начальной школы: комплексный подход // Гуманитарные науки. — 2015. — №4 (32). — С. 47-53. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25075809
  7. Воронин Д.М. Особенности организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 52-7. — С.81-87. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=26601343
  8. Квитковская А.А., Береза Н.А. Создание инклюзивной образовательной среды в массовой образовательной школе // Инклюзивная образовательная среда и ее развитие: сб. научных трудов. Российский государственный социальный университет / под ред. Л.В. Мардахаева, 2018. — С. 84-94.
  9. Квитковская А.А., Котомина Е.В. Развитие инклюзивной общеобразовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Социальная педагогика: теоретико-методологические основы и перспективы развития: коллективная монография / Е.И. Артамонова, А.К. Быков, А.М. Егорычев, и др.; под ред. Л.В. Мардахаева Глава 16. — М.: Перспектива, 2019. — С. 281-300.
  10. Мамаева А.В., Беляева О.Л., Шандыбо С.В., др. Тьютор в современной школе: сопровождение особого ребёнка: метод. рекомендации для начинающих тьюторов. – Красноярск: Изд-во: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2015. — 214 с.
  11. Петрусевич А.А., Соломина Д.С. К проблеме характеристики инклюзивной образовательной среды в общеобразовательной школе // ВЕСТНИК «ӨРЛЕУ» – KST. — 2016. — 4 (14). — С. 112-115. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=29059965
  12. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография // отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. — 334 с.
  13. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. — 110 с.
  14. Zamiralova T.A., Molchanov K.V., Karpunina A.V., Kvitkovskaya A.A., Akhtyan A.G., Bereza N.A. Оn the question of inclusive education in higher school: problems and prospects // Academic Journal of Interdisciplinary Studies. — 2019. — Vol. 8, № 2. — P. 260-256. DOI: 2478/ajis-2019-0037

 

Библиографическая ссылка: 

Квитковская А.А., Береза Н.А. Технология создания инклюзивной образовательной среды в массовой школе при включении в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 183-193. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.17