ISSN 2409-7616

Долгая Н.А., Мунгиева Н.З.

МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.28

Долгая Наталья Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, E-mail: bars19832006@rambler.ru

Мунгиева Нина Зурабовна — кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, E-mail: georgia1972@mail.ru

Аннотация. В  статье  освещается  вопрос  формирования учебной мотивации у детей в системе дополнительного образования, ее выявления и дальнейшей реализации в условиях современного образовательного процесса. Отмечается, что образовательная среда учреждения дополнительного образования детей как пространство призвана удовлетворить разнообразные потребности и интересы детей в познании и общении, создать условия благоприятные для самоопределения и самореализации личности, развить детскую индивидуальность. Основными мотивами обучения в данных учебных заведениях  выступают —  получение знаний, развитие, самосовершенствование и т.д. дополнительными могут быть получение награды, самоутверждение, выделение среди других учащихся и т.д. Даётся характеристика познавательным и социальным мотивам учения, особенности их проявления в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования. Главными принципами обучения являются добровольность и открытость.  Определены основные причины снижения мотивации у детей после первых месяцев обучения, намечены способы их устранения. Выделены педагогические методы способствующие формированию и повышению заинтересованности детей в учебе, среди которых метод «Дидактические игры», метод «Ситуация успеха», метод «Соревнования»,  метод «Проектов», метод «Создание проблемной ситуации». Отмечено, что только грамотный выбор методов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию учебной мотивации у детей.  В статье выделены фазы формирования учебного мотива у детей в учреждениях дополнительного образования: фаза достижения, фаза вызова мотива, фаза усиления мотивов, фаза подкрепления и усиления возникшей мотивации, фаза положительного опыта с мотивацией на дальнейшее развитие.

Ключевые слова: дополнительное образование, мотивация, учение, дети, интерес, игра.

 

Литература:

  1. Беляева Л.М. Особенности учебной мотивации и методика диагностики направленности учебной мотивации // Известия самарской государственной сельскохозяйственной академии. – 2006. — №1. — 149-151. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12861000
  2. Вартанова И.И. Развитие учебной мотивации и методы обучения в школе // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 2001. — №2. — С. 16-24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9254215
  3. Гинзбург Д., Цукерман Г.А. Революция в одной школе. Как учиться без отметок? // Управление школой. – 2009. — №3. — С. 3-11.
  4. Гордеева Т.О., Сычев O.A. Внутренние источники настойчивости и ее роль в успешности учебной деятельности // Психология образования. — 2012. — №1. — С. 33-48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17309466
  5. Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 2011. — №3. — C. 33-45.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17293025
  6. Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу // Вестник практической психологии образования. — 2005. — № 4. С. 16-22.
  7. Ефимова Л. А. Мотивация обучения младших школьников средствами театрального искусства // Начальная школа. – 2006. – № 2. – С. 37–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9309812
  8. Задунова Е. В. Формирование учебной мотивации младших школьников // Начальная школа. – 2007. – № 2. – С. 20–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9475480
  9. Карпова Е.В. Мотивация достижения как фактор организации учебной деятельности и методика ее диагностики // Научно-методическое обеспечение профессиональной деятельности психолога образования. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2011. — С. 71-77.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27251115
  10. Кривцова С. Н. Как находить привлекательные моменты в том, что делать нужно // Школьный психолог. — 2001. — № 6. — С.8-19.
  11. Леонова Н.А. Изучение мотивационной сферы младших школьников // Начальная школа. – 2015. – № 2. – С. 24-25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=10019590
  12. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. — М.: Дрофа, 2006. – 112 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21576444
  13. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. – 2013. – № 4. – С. 5-17.
  14. Разумова Л. И. Мотивация учебной деятельности // Наука и образование: новое время. – 2015. — №5. -С. 237-239.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25059651
  15. Смирнов В. И. Теория и методика воспитания. Часть I. Воспитание в целостном педагогическом процессе: учебное пособие. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. – 525 с.

 

Библиографическая ссылка:

Долгая Н.А., Мунгиева Н.З. Мотивация обучения детей в системе дополнительного образования // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 316-323. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.28