ISSN 2409-7616

Лопуха А.Д., Поляков Е.А.

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.33

Лопуха Александр Дмитриевич — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры тактики, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россия, SPIN-код: 1992-5280, E-mail: lopoukha@mail.ru

Поляков Евгений Александрович — старший преподаватель кафедры тактики, Новосибирское высшее военное командное, училище, Новосибирск, Россия, E-mail: lopoukha@mail.ru

Аннотация. В статье исследуется организация военно-профессиональной ориентации военнослужащих по призыву Вооруженных Сил Российской Федерации в системе развития их кадрового потенциала. Ее своеобразие определяется сложностью и особенностями военно-профессиональной деятельности. Военно-профессиональная ориентация рассматривается с позиций деятельностного подхода, включает систему сложных ресурсоемких и долговременных педагогических процессов. Она не только способствует профессиональному выбору, но и способствует профессиональному самоопределению военнослужащего, обеспечивает начало непрерывного профессионального самообразования. Авторы считают, что профессиональная ориентация – это начало непрерывного профессионального образования, продолжающегося в течение всего профессионального пути. После профессионального выбора, профессиональная ориентация обеспечивает интеграцию человека в профессию, профессиональную среду и отношения, поддерживает выбор, или, напротив, опровергает его. Его новые, возникающие уже в профессиональном образовании или в профессиональной деятельности задачи связаны с профессиональной адаптацией, выработкой стратегий и путей профессиональной карьеры, укрепления профессиональной мотивации и профессионального самосознания. В системе военно-профессиональной ориентации формируется военно-профессиональная направленность личности военнослужащего.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, военнослужащие, профессиональная направленность, самоопределение, развитие кадров.

 

Литература:

  1. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. 1 марта 2018 г. [электронный ресурс] // Президент России. – режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения 28.02.2019).
  2. Военная доктрина Российской Федерации. Российская газета — Федеральный выпуск № 6570 (298) [электронный ресурс]. – режим доступа: https://rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html (дата обращения 28.02.2019).
  3. Карлова Е.Н., Курбанова, А.Х. Кадровый потенциал военно-научного комплекса: современное состояние и перспективы развития: монография. – СПб.: Р-Копи, 2015. – 216 с.
  4. Развитие кадрового потенциала оборонной промышленности и Вооруженных Сил Российской Федерации / Б.А. Виноградов, В.Ю. Корчак, В.Г. Пальмов. – СПб: Изд-во Политехнического университета, 2015. – 363 с.
  5. Мониторинг кадрового потенциала в управлении военной инфраструктурой: монография / Н.В. Мордовченков, С.А. Зверев, Е.М. Рагозин. – Нижний Новгород: ИЦ Полиграф ВГИПА, 2005. – 143 с.
  6. Калюжный А.С. Военная психология и педагогика в профессиональной деятельности офицера Военно-морского флота. – Н. Новгород: НГТУ, 2004. – 39 с.
  7. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин. – М.: Смысл, 2005. – 352 с.
  8. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: дисс. …докт. психол. наук: 19.00.07. – М., 1995.– 411 с.
  9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-н/ Д.: Феникс, 1996. – 512 с.
  10. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – Воронеж: ИПП МПО «Модэк», 1996. – 230 с.
  11. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с.
  12. Современные проблемы создания системы профессиональной ориентации: монография / И.И. Дегтярева, К.А. Кирсанов, А.А. Попков, О.Н. Слоботчиков. – М.: Институт мировых цивилизаций, 2018. – 184 с.
  13. Лайшев Р.А. Методология формирования профессиональной ориентации у молодёжи на военную службу: дис. … док. пед. наук: 13.00.08. – СПб., 2013. – 312 с.
  14. Митюрникова ЛА. Комплексная система профессиональной ориентации молодежи как социальный институт общества: монография. – М.: МГУС, 2007. – 163 с.
  15. Скрипова Н.Е. Теория и практика ориентации школьников на рабочие профессии: дис. … док. пед. наук: 13.00.01. – Махачкала, 2018. – 50 с.
  16. Усманов В.В. Теоретико-методологическое обоснование и практика управления военно-профессиональной ориентацией молодежи: дис. … док. пед. наук: 13.00.01. – Челябинск, 2004. – 42 с.
  17. Дрозд Е.В, Тарлавский В.И. Военно-профессиональная ориентация в контексте довузовского военного образования в российской империи: монография. – Воронеж: Научная книга, 2015. – 138 с.
  18. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: дисс. …докт. психол. наук: 19.00.07. – М., 1995.– 411 с.
  19. Руднева Е.Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов: монография. –Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2015. – 245 с.
  20. Половнев А.В. Военно-профессиональная ориентация молодых офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации и ее формирование в современных условиях: дис. … канд. социолог. наук: 22.00.08. – М., 2005. – 260 с.
  21. Сазонов И.А. Теория и практика профессиональной ориентации школьников: автореф. дис… док. пед. наук: 13.00.01. – Оренбург, 2001. – 39 с.
  22. Профессиональная ориентация учащейся молодёжи: теория и практика развития: монография / Т.А. Антопольская, Н.Ф. Родичев, И.С. Сергеев. – Курск: Курский государственный университет, 2016. – 224 с.
  23. Современные проблемы создания системы профессиональной ориентации: монография / И.И. Дегтярева, К.А. Кирсанов, А.А. Попков, О.Н. Слоботчиков. – М.: Институт мировых цивилизаций, 2018. – 184 с.
  24. Митюрникова ЛА. Комплексная система профессиональной ориентации молодежи как социальный институт общества: монография. – М.: МГУС, 2007. – 163 с.]
  25. Кошелева Т.В. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательной школы на педагога-психолога: антропологический подход: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 2013. – 23 с.
  26. Кононогова О.И. Профессиональная ориентация учащихся в учреждении дополнительного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Ростов-на-Дону, 2007. – 17 с.
  27. Подворный И. А. Военно-профессиональная ориентация учащейся молодежи во взаимодействии военного вуза с образовательными организациями.: дис. … канд. ист. наук: 13.00.01. – 2018. — 209 с.
  28. Таржуманян Н.В. Социально-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации старшеклассников в едином образовательном пространстве: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – М., 2015. – 27 с.
  29. Пешкова А.В. Социальная и профессиональная ориентация учащихся кадетских классов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Ярославль, 2006. – 22 с.
  30. Богорев В.В. Теоретические основы профессионально-личностной ориентации обучения курсантов в высшем военно-учебном заведении: автореф. дис. … док. пед. наук: 13.00.08. – СПб., 2001. – 37 с.
  31. Давыденко В.А. Педагогическая система ранней профессиональной ориентации молодежи на службу в органах внутренних дел: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 2005. – 20 с.
  32. Завальнюк В.В. Военно-профессиональная ориентация молодежи на кадровую службу в армии: На примере курсантов военных вузов г. Москвы: автореф. дис. … канд. социолог. наук: 22.00.08. – М., 2002. – 28 с.
  33. Зарубин Е.П. Педагогические условия социально-профессиональной ориентации курсантов военного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Кострома, 2010. – 20 с.
  34. Костина Н.К. Ценностно-практический подход к ориентации учащихся профильных классов на военно-профессиональную деятельность: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Рязань, 2010. – 20 с.
  35. Смелик Р.Г. Воинский труд и профессиональная ориентация: монография. – Омск: ОмГТУ, 2002. – 175 с.
  36. Петров В.П., Ростунов, А.Т. Военно-профессиональная ориентация молодежи. – М.: МО СССР, 1988. –219 с.
  37. Сухарев Н.А. Ориентация учащейся молодежи на военную профессию в современных условиях: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Тольятти, 2002. – 20 с.
  38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [электронный ресурс] // Библиотека Гумер. – режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/rubin/15.php (дата обращения 19.03.2019)
  39. Нагаев И.Б. Педагогическая технология развития военно-профессиональной направленности молодежи на этапе выбора военной профессии: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Омск, 2004. – 198 с., С.18
  40. Асриев А.Ю. Технология педагогического сопровождения развития военно-профессиональной направленности воспитанников суворовских училищ и кадетских корпусов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Омск, 2008. – 212 с.
  41. Гапончук Г.И. Формирование военно-педагогической направленности у курсантов высших военно-политических училищ: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 1990. – 264 с.
  42. Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера: монография. – М.: ВПА, 1979. – 144 с.
  43. Иоаниди А.Ф. Развитие военно-профессиональной направленности курсантов младших курсов военно-инженерного вуза: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Омск, 2008. – 249 с.
  44. Лосев А.Н. Формирование военно-профессиональной направленности будущих офицеров: дис. … канн. пед. наук: 13.00.08. – Тамбов, 2004. – 201 с.

 

Библиографическая ссылка: 

Лопуха А.Д., Поляков Е.А. Пути формирования военно-профессиональной ориентации военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации //  ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4. – С. 342 — 354. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.33