Кривко Я.П.
ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ КОНЦА 70-х – НАЧАЛА 80-х ГОДОВ XX СТОЛЕТИЯ
DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.40
Кривко Яна Петровна — кандидат педагогических наук, доцент, ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет, имени Тараса Шевченко», Луганск, ЛНР
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы советского образования конца 70-х — начала 80-х годов (до реформы образования 1984 г.). Это время рождения и развития педагогического новаторства, поиска новых форм и методов обучения, развития высокого уровня материально-технического обеспечение общеобразовательной школы, утверждения связи образовательных учреждений с народным хозяйством. Выделены особенности определения качества образования, контроля знаний, пути повышения его эффективности. Выявляются и анализируются общие задачи, стоявшие перед советской школой, конкретизируются требования, предъявляемые к школьному учителю для повышения качества образования школьников. Автор приходит к пониманию того, что именно формализм в управлении общеобразовательной школой этого периода, со стороны высших руководящих органов, явился главной причиной негативных тенденций, наметившихся в отечественной педагогике. Тем не менее, на повестке дня стояла проблема обеспечения прочными и сознательными знаниями и навыками учащихся советской школы, нужными, как в повседневной жизни и работе каждого члена современного общества, так и для продолжения образования после школы. Изучение и тщательный анализ теоретического и практического педагогического наследия, конкретного опыта педагогов советского периода, позволит не только избежать ошибок в системе планирования и развития отечественного образования, но и сохранить и, по возможности, повысить качество обучения.
Ключевые слова: качество образования, советская школа, контроль знаний, политехническое образование, устный опрос, требования к учителю.
Литература:
- XXVI съезд Коммунистической партии Советского Союза, 23 февр. – 3 марта 1981 г. Стенографический отчет. Т.1. – М.: Политиздат, 1981 – 382 с.
- Решения съезда – в жизнь! // Математика в школе. – 1981. – № 4. – С. 3 – 5.
- Векслер С.І. Ефективність контролю знань на уроці / С. I. Векслер // Рад. шк. – 1979. – № 11.– С. 71 – 74.
- Демидова С.И., Минаева С.С. Обеспечить качественное усвоение математических знаний // Математика в школе. — 1982. – № 1. – С. 34 – 36.
- Полонский В.М. Рекомендации по методике тестирования лексических и грамматических знаний при овладении умением читать. 1979. – 35.
- Охотина Л.Т. Психологические основы урока. В помощь учителю. – М.: Просвещение, 1977. – 154 с.
- От министерства просвещения СССР // Математика в школе. – 1981. – № 4. – С. 7 – 15.
- Нудельман А.Г. Формирование профессиональной ориентации учащихся IX – X классов // Математика в школе. – 1981. – № 4. – С.53-55.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: (Общедидактический аспект). – М.: Педагогика, 1977. – 256 с.
- Дубинчук Е.С., Цыбульская Г.Н. Вопросы межпредметных связей курса математики и трудового обучения // Математика в школе. – 1981. – № 6. – С. 10 – 14; с. 11.
- Броневщук С.Г. О новой форме проведения письменного экзамена по алгебре в восьмых классах школ РСФСР // Математика в школе. – 1982. – № 1. – С. 25 – 27.
- Больше внимания факультативам // Математика в школе. – 1981. – № 6. – С. 3 – 5.
- Справка по проверке состояния преподавания и качества знаний учащихся в СШ № 38 // Государственная архивная служба Луганской Народной Республики – ГАСЛНР. ‑ Р-2563: Справки о проверке состояния преподавания и качества знаний учащихся в школах Ленинского района в 1974 – 1975 учебном году ‑ Оп. 2. – ед. хр. №107. ‑ Л. 29 – 42.
- Лата М.І. Вчити учнів учитися – першорядне завдання // Рад. шк. – 1972. – № 3. – С. 42 – 45.
- Гнеденко Б.В. О математических способностях и их развитии // Математика в школе. – 1982. – № 1. – С. 31 – 34.
Библиографическая ссылка:
Кривко Я.П. Проблема качества обучения в советской школе конца 70-х – начала 80-х годов XX столетия // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4. – С. 431 — 436. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.40