ISSN 2409-7616

Львова С.В.

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ПОДРОСТКОВ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.25

Львова Светлана Владимировна — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии ГАОУ ВО МГПУ «Московский государственный педагогический университет», Москва, Россия, РИНЦ SPIN-код: 6007-2205, ORCID: 769305, E-mail: lvovasv@mgpu.ru

Аннотация. Проведенный в данной работе теоретический и эмпирический анализ взаимосвязи темперамента и коммуникативных способностей у старших подростков, позволил сделать ряд важных заключений, касающихся, как особенностей психологической конституции подростков, так и социально-психологических основ их воспитания. Основой темперамента является экстраверсия и нейротизм. У старших подростков с высоким уровнем экстраверсии имеется определенная предрасположенность нервной системы, которая характеризуется слабостью процесса торможения, подвижностью и преобладанием силы процесса возбуждения над силой процесса торможения. Эти характеристики нервной системы влияют на развитие коммуникативных способностей, общения. Нейротизм — понятие, синонимичное тревожности, — проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность. У подростков с высоким уровнем нейротизма коммуникативные способности развиты в меньшей степени. В работе доказывается, что взаимосвязь между типами темперамента и коммуникативными способностями подростков обусловлена соответствующими свойствами нервных процессов, на которых базируются типы темперамента. Наиболее высоким уровнем развития коммуникативных способностей обладают сангвиники, так как у них на высоком уровне находится экстраверсия и на низком нейротизм. Несколько меньше коммуникативные способности развиты у холерического типа темперамента, для этого имеется двойное основание: преобладание силы процесса торможения над силой процесса возбуждения и подвижность нервной системы.  Наименьшей коммуникативностью среди типов темперамента обладает меланхолик, характеризующегося слабостью нервных процессов, интравертированностью и высоким уровнем нейротизма.

Ключевые слова: старшие подростки, коммуникативные способности, общение, уровень общительности, коммуникативные и организаторские склонности, экстраверсия, эмоциональная устойчивость, тип темперамента.

 

Литература:

  1. Иванов А.В. Когнитивистская ориентация в исследовании проблемы воспитания в детском коллективе // Электронный научный журнал «ЦИТИСЭ» [Электронный ресурс]. – 2017. – № 2(11). URL: http://ma123.ru / (04.06.2019).
  2. Иванов А.В. Технология психолого-педагогического сопределения инфантильности подростков и молодежи // Электронный научный журнал «ЦИТИСЭ» [Электронный ресурс]. – 2019. – № 1(18). URL: http://ma123.ru / (04.06.2019).
  3. Львова С.В. Индивидуально-психологические факторы девиантного поведения подростков // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. — 2018. — № 2-3. — С. 83-95.
  4. Львова С.В. Сравнительный анализ характерных особенностей самооценки младших школьников и подростков // Системная психология и социология. — 2016. — №1 (17). — С. 5-10.
  5. Романова Е.С., Абушкин Б.М. Психологическое здоровье как фактор системной социализации школьников // Системная психология и социология. — 2015. — №1 (13). — С. 5-13.
  6. Романова Е.С. Решение проблем психолого-педагогического сопровождения интегративных процессов в образовательном пространстве // СОТИС – социальные технологии, исследования. — 2017. — №3 (83). — С. 17-23.
  7. Романова Е.С., Рябова, И.В., Макшанцева Л.В. О создании интегративной модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в современной школе // Системная психология и социология. — 2013. — №2(8). — С. 9-16.
  8. Овчаренко Л.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение социальной интеграции обучающихся // СОТИС – социальные технологии, исследования. — 2017. — №3 (83). — С. 85-92.
  9. Челышева Ю.В. Референтные группы и ценностные ориентации подростков с асоциальным поведением // Системная психология и социология. — 2015. — № 4 (16). – С. 23-29.
  10. Тюков А.А. Психология развития в комплексе современной антропологии // Системная психология и социология. — 2011. — № 3. — С. 18.
  11. Тютченко А.М. Категориальный аппарат социально-педагогической работы. // Социально-гуманитарные исследования: сборник научно-методических трудов. – М., 2017. — С. 79-91.
  12. Ivanov A.V., Akhtyan A.G., Vishnyakova V.A., Zotova M.V., Rychikhina E.N., Ziroyan M.A., Potekhina E.V. Pedagogical conditions for developing a sense of responsibility in adolescents and youth // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 11. С. 1809–1821.

 

Библиографическая ссылка: 

Львова С.В. Коммуникативные способности и типы темперамента подростков: социально-педагогическая основа воспитания //  ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4. – С. 255 — 261. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.25