ISSN 2409-7616

Устюжина А.Ю.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ БАКАЛАВРОВ СЕРВИСА: ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ОРГАНИЗАЦИЙ-РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Алена Юрьевна Устюжина -кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования, сервиса и технологии, Забайкальского государственного университета (Россия, Чита), РИНЦ SPIN-код: 5854-2769, E-mail: kufarova@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается актуальная в настоящее время проблема практико-ориентированного обучения в высшем образовательном учреждении. Проведен методологический анализ понятия «практико-ориентированное обучение». Рассматриваются основные подходы к практико-ориентированному обучению в образовательном учреждении, которые внедряются в Вузах. Изучаются современные формы взаимодействия образования (Вузов) и производства (предприятий). Предлагается систематизация форм взаимодействия образовательного учреждения (Вуза) с организациями-работодателями по следующим критериям: время (период) организации взаимодействия и пространство (территория) организация взаимодействия. Рассматриваются формы разового взаимодействия (единовременного взаимодействия) и долгосрочного взаимодействия (периодического взаимодействия) образовательного учреждения (Вуза) с сервисными организациями на примере подготовки бакалавров сервиса. Предложенные формы используются при подготовке обучающихся по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис», профилей «Социально-культурный сервис» и «Сервис в индустрии моды и красоты».

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, практико-ориентированное образование, Вуз, организации-работодатели, работодатели, бакалавр сервиса, сервис.

 

Литература:

  1. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования [Текст]: практич. пособие / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, О. Ф. Клинк, А. И. Сатдыков, И. С. Сергеев, А. А. Факторович; под общ. ред. А. Н. Лейбовича. – М.: Федеральный институт развития образования, 2016. – 256 с.
  2. Ашутова Т.В. Применение практико-ориентированного подхода к обучению будущих педагогов-дизайнеров в вузе. // Самарский научный вестник. – 2017. – Т. 6. № 1 (18). – С. 156-162.
  3. Буциор И.В., Иванова О.Б., Тятенкова И.И. Практико-ориентированное обучение как гарантия качества экономического образования. // Непрерывное профессиональное образование и новая экономика. – 2017. – № 1 (1). – С. 89-94.
  4. Великова Л.Н. Практико-ориентированный подход к обучению иностранным языкам в таможенном вузе. // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. – 2018. – № 8. – С. 277-281.
  5. Калинина Л. Н., Леонова Е. В. Взаимодействие высшего образования и производства в процессе подготовки кадров для швейных предприятий Чувашской Республики. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2018 г. – № 4 (100). – С. 175-183.
  6. Лазутова Л.А. Практико-ориентированное обучение студентов педагогического института: потенциал базовой кафедры. // Актуальные проблемы германистики и методики преподавания иностранных языков: Сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 86-90.
  7. Люсев В.Н., Мишин А.В. Современные формы взаимодействия образования и производства. // Педагогическое образование и наука. – 2012. – № 1. – С. 79-81.
  8. Образцов П.И., Виленский М.Я., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 144 с.
  9. Олесова М.М. Применение практико-ориентированных технологий обучения в вузе. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – №7-2 (73). – С. 201-204.
  10. Плотникова Е.В. Современные подходы к практико-ориентированному обучению студентов. // Практико-ориентированное обучение: опыт и современные тенденции: Сборник статей по материалам учебно-методической конференции. – 2017. – С. 314-315.
  11. Полисадов С.С. Практико-ориентированное обучение в вузе // Известия Томского политехнического университета. – 2014. – № 2. – С. 23.
  12. Политыко А.Ю. Практико-ориентированное обучение в образовательном пространстве Армавирского техникума технологии и сервиса. // Аллея науки. – 2018. – Т. 2. № 7 (23). – С. 922-931.
  13. Сичинский Е.П. Практико-ориентированное или дуальное образование: к вопросу о формировании понятийного аппарата. // Инновационное развитие профессионального образования. – 2018. – Т. 17. № 1. – С. 33-40.
  14. Сюпова М. С., Бондаренко Н. А. Основные формы взаимодействия вузов и предприятий. // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. – 2014. – Т.5. № 4. – С. 111–116.
  15. Тугульчиева В.С., Васильева П.Д. Практико-ориентированное обучение бакалавров естественно-научного профиля как способ формирования профессиональных компетенций. // Вестник Марийского государственного университета. – 2019. – Т. 13. № 1 (33). – С. 41-47.
  16. Устюжина А.Ю. Мастер-класс как технология развития профессионально-педагогической рефлексии у будущих педагогов профессионального обучения. // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-1. – С. 340-343.
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (уровень бакалавриата) (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2017 г. № 514) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/430301_B_3_03072017.pdf
  18. Шабанов Г.И. Практико-ориентированная направленность в обучении на основе взаимосвязи вуза и предприятия. // Учебный эксперимент в образовании. – 2018. – № 2 (86). – С. 24-28.
  19. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – М.: Логос, 2012. – 448 с.
  20. Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Елисеева О.В. Практико-ориентированное образование в условиях национальной системы квалификаций // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2018. – Т. 1. – С. 19-22.
  21. Шкутина Л.А., Карманова Ж.А., Маженова Р.Б., Манашова Г.Н. Практико-ориентированное обучение будущих педагогов в условиях современного образования. // Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2017. – № 2. С. – 1406-1411.