ISSN 2409-7616

Гейбука С.В., Ковшова Ю.Н.

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Светлана Васильевна Гейбука — кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры и математического анализа Новосибирского  государственного педагогического университета  (Россия, Новосибирск), РИНЦ SPIN-код: 6520-5386, E-mail: geybukasv@mail.ru

Юлия Николаевна Ковшова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры геометрии и методики обучения математики Новосибирского государственного педагогического университета (Россия, Новосибирск), РИНЦ SPIN-код: 4235-6750, E-mail: santulan@yandex.ru

Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы оптимизации применения дистанционного и смешанного обучения студентов педагогических вузов при изучении ими дисциплин математического цикла в современных условиях информатизации общества. Формулируется противоречие, приводящее к необходимости решения данной проблемы. Анализируются нормативные документы и научные источники, посвященные общим вопросам дистанционного и смешанного обучения, использованию их для обучения различных категорий лиц, требованиям к современному образовательному процессу и к современному педагогу, изучению отношению к дистанционному обучению. Предметом исследования выбран процесс дистанционного и смешанного обучения математике. Сформулирована цель исследования: на основе теоретических, методологических и методико-технологических основ использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения, определить круг задач оптимизации процесса обучения при использовании дистанционного и смешанного обучения математическим дисциплинам студентов педагогического вуза и предложить возможные пути их решения. В статье так же обозначены задачи, научная новизна, методы и педагогические технологии, применявшиеся в процессе исследования. Далее представлено описание каждого из этапов проведенного исследования. Особое внимание уделено второму, экспериментальному этапу, который предполагал различные формы сбора и обработки информации. Составляющие дистанционного и смешанного обучения и особенности их применения при изучении математических дисциплин рассматривались как в теоретическом аспекте, так и непосредственно в процессе обучения с помощью пассивного и активного анализа результатов многостороннего эксперимента. При этом варьировалось применение средств обучения, разрабатывались учебно-методические пособия, проводилось изучение мнения студентов и преподавателей, привлечение студентов к участию в исследованиях, интерактивном дистанционном образовательном проекте и анализ их деятельности. Приведены основные результаты исследовательской и практической деятельности по оптимизации процесса обучения: выявленные особенности, проблемы и возможные пути их решения, описаны выполненные разработки. Предложены возможные формы внедрения полученных результатов. Сделаны выводы.

Ключевые слова: дистанционное обучение, смешанное обучение, педагогическое образование, математические дисциплины, информационно- коммуникационные технологии, электронное обучение, мобильное обучение.

 

Литература:

  1. Афзалова А.Н. Смешанное обучение: новые возможности обучения в вузе // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57–10. – С. 42–50.
  2. Батыргазиева Д.Р., Тупикин Е.И., Матвеева Э.Ф. Изучение отношения обучающихся к дистанционному образованию // Педагогическая наука и образование в диалоге со временем: материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.А. Пятина. Редактор-составитель Л.М. Миляева. – 2017. – С. 89–92.
  3. Бекоева М.И. Мультимедийный информационные системы как средства повышения качества обучения математике // Электронный журнал «ЦИТИСЭ» [Электронный ресурс]. – 2019. – № 1 (18). – URL: http://ma123.ru/ (дата обращения: 26.05.2019).
  4. Быков А.К Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» как руководство к действию для преподавателей высшей школы // Электронный журнал «ЦИТИСЭ» [Электронный ресурс]. – 2017. – № 2 (11). – URL: http://ma123.ru/ (дата обращения: 26.05.2019).
  5. Гейбука С.В., Ковшова Ю.Н. Из опыта создания банков тестовых заданий в среде АСТ для специальностей математического факультета педагогического университета // Молодежь и наука ХХI века. По материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Федеральное агентство по образованию, Красноярский государственный педагогический университет; Ответственный редактор: А. В. Багачук. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. – 2007. – С. 248–250.
  6. Гейбука С.В., Ковшова Ю.Н. Формирование профессиональных компетенций будущих учителей математики в процессе исследовательской и научно-исследовательской деятельности. // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр. – 2011. – Т. 21, № 9.4 (Проблемы науки и образования). – С. 1048–1059.
  7. Грентикова И.Г. Смешанное обучение, как модель, основанная на технологиях электронного обучения // Современные технологии дистанционного и электронного обучения в обеспечении медицинского образования: материалы X Межрегиональной научно-методической конференции. – 2018. – С. 54–56.
  8. Дмитриев М.Е., Дмитриева Л.М., Серёжкина А.Е. Отношение к дистанционному образованию в педагогической среде вуза // Научный альманах. – 2016. – № 8-1 (22). – С. 113–116.
  9. Долгова Т.В. Смешанное обучение инновация XXI века // Интерактивное образование. Информационно-публицистический образовательный журнал. – 2017. – №5. – С. 2–8.
  10. Егорычев А.М., Семенкова М.В. Специфика социального воспитания в условиях информационного общества // Молодежь. Семья. Общество: Сборник научных статей. Под общей редакцией Т.К. Ростовской. Москва. – 2019. – С. 100–104.
  11. Караваева К.В. Влияние возрастных особенностей обучающихся на их отношение к дистанционному образованию // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2015. – Т. 25. № 2. – С. 67–70.
  12. Макаров В.Е., Калищук С.А. Методология использования современных информационных технологий в повышении качества образовательного процесса с применением «Интернет» // Электронный журнал «ЦИТИСЭ» [Электронный ресурс]. – 2016. – № 3 (7). – URL: http://ma123.ru/ (дата обращения: 26.05.2019).
  13. Мардахаев Л.В. Особая миссия педагога и подготовка его к ее выполнению // Электронный журнал «ЦИТИСЭ» [Электронный ресурс]. – 2018. – № 2 (15). – URL: http://ma123.ru/ (дата обращения: 26.05.2019).
  14. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 декабря 2013 года, регистрационный № 30550. – URL: http://docs.cntd.ru/document/499053710 (дата обращения: 26.05.2019).
  15. Сарычев А.С. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузе // Электронный журнал «ЦИТИСЭ» [Электронный ресурс]. – 2017. – № 3 (12). – URL: http://ma123.ru/ (дата обращения: 26.05.2019).
  16. Семенова И.Н. Моделирование расширенной системы методов обучения «современной» образовательной парадигмы в смешанной модели обучения студентов педагогических специальностей // Педагогическое образование в России. 2016. – № 7. – С. 67–76.
  17. Сидорова И.А. Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: дистанционное образование // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы материалы II всероссийской (заочной) научно-практической конференции. Под ред. М.В. Сурниной. – 2017. – С. 63–64.
  18. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы от 9 мая 2017 г. № 203. – URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/figure/ukaz_203.pdf (дата обращения: 26.05.2019).
  19. Темирбаев Р.М., Кормин А.М. Дистанционное образование как перспективный способ образования для районов крайнего севера // Инновационные технологии в образовании: материалы IV Международной научно-практической видеоконференции. – 2017. – С. 157–158.
  20. Тучков С.М., Давыдова Ю.А., Кокоулина О.П. Современные требования к компетенциям преподавателя высшей школы вузе // Электронный журнал «ЦИТИСЭ» [Электронный ресурс]. – 2017. – № 4 (13). – URL: http://ma123.ru/ (дата обращения: 26.05.2019).
  21. Фандей В.А. Смешанное обучение: современное состояние и классификация моделей смешанного обучения // Информатизация образования и науки. – 2011. – № 4 (12). С. 115–125.
  22. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавр по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. [Электронный ресурс]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 №121. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 26.05.2019)
  23. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавр по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование.(с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 №125. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 26.05.2019)
  24. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 №126.– URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/440401_M_3_16032018.pdf (дата обращения: 26.05.2019).