ISSN 2409-7616

Бибарсова Г.Ш., Мишина С.Ю., Шалахин Р.А., Ульянова О.А.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Гульнара Шихмуратовна Бибарсова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного (Россия, Санкт-Петербург), E-mail: bgsh2@rambler.ru

Светлана Юрьевна Мишина — кандидат военных наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи им. МаршалаСоветского Союза С.М. Буденного (Россия, Санкт-Петербург), E-mail: svetlana-mishina@bk.ru

Роман Александрович Шалахин — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отделения (военно-медицинской информации) отдела (организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров)  Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова (Россия, Санкт-Петербург), E-mail: ShalakhinRoman@yandex.ru

Ольга Александровна Ульянова — преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного (Россия, Санкт-Петербург), E-mail: ulyanovaolga.81@mail.ru

Аннотация. В данной статье объектом рассмотрения является тема гражданско-правового воспитания студентов – одного из наиболее сложных и требующих значительных усилий от всего педагогического коллектива направлений воспитательной работы в вузе. Успех в этой деятельности авторы связывают с выбором стратегии организации воспитательного процесса, его научно-методического обеспечения и системного характера всех звеньев образовательной деятельности. В работе выделяются три особенности российской гражданственности, и подчеркивается, что патриотическая идея должна стать ее стержнем. Авторы показывают причины, отрицательно влияющие на формирование гражданско-патриотического и правового сознания, а также выдвигают задачу минимизации воздействия неблагоприятных социальных факторов, противодействующих патриотическому воспитанию. Другой задачей, которую выдвигают авторы, является разработка и использование новых форм и методов воспитания с учетом ментальности молодежи. Авторы отмечают необходимость формирования гражданско-правовых компетенций, включая студентов в социально значимые виды деятельности, и перенося акценты на активные формы внеучебной работы.

Ключевые слова: гражданин, гражданственность, патриотизм, правосознание, социальная активность, гражданская зрелость.

 

Литература:

  1. Арламов А. А. Методологические ориентиры воспитания личности гражданина России // Педагогика. – 2010. – № 6.
  2. Лаврентюк Г.П. Нравственность – показатель человечности каждого и профилактика любых конфликтов, а также наиглавнейшая основа правильной жизни и поведения: учебно-методическое пособие /Г.П.Лаврентюк; Ком. по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, Гос. Бюджет. Учреждение здравоохранения «Бюро судеб.-мед. Экспертизы». – Санкт-Петербург: «ИПК «Береста», 2014. – С.49.
  3. Правоведение: Учебник для военных вузов / Под ред.О.Ю.Ефремова, — СПб.: Питер, 2018. – С.67.
  4. Лутовинов В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня // Педагогика. – 2006. – № 5. – С. 55.
  5. Лесняк В. И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения // Педагогика. – 2006. – № 5.
  6. Быков А. К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. – 2010. – № 9.
  7. Донских О. А., Антипов Г. А. О формировании гражданского сознания // Высшее образование в России. – 2009. – № 10.