ISSN 2409-7616

Егорычев А.М., Молдабекова С.К., Кретинин А.С.

БИЛИНГВИЗМ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Александр Михайлович Егорычев — доктор философских наук, профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодёжью, Российский государственный социальный университет (Россия, Москва), ORCID ID: 0000-0002-7497-4508 / SPIN-код: 2557-4037, E-mail: chelovekcap@mail.ru

Сандугаш Кайрхановна Молдабекова — докторант по специальности 6D010300 «Педагогика и  психология» Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (Казахстан, Астана), E-mail: sakonya177@mail.ru.

Александр Сергеевич Кретинин — председатель правления, генеральный директор «Центра инновационных технологий и социальной экспертизы», (Россия, Москва), SPIN-код: 8090-6270, E-mail: cit-sr@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, касающиеся развития и становления социальной педагогики в России, её роль в развитии современного человека, системы складывающихся отношений в поликультурном сообществе, билингвизма, его роли в формировании личности учителя и его профессиональной деятельности. Авторы стоят на позиции, которая выражается в том, что сегодня билингвальное обучение выступает социокультурной нормой каждого гражданина любой страны, а билингвальная компетентность – есть необходимая реальность в профессиональной деятельности любого специалиста образовательной сферы. Билингвизм, рассматриваемый в контексте социальной педагогики, выступает необходимым средством и механизмом, определяющим эффективность адаптации и социализации современного человека в поликультурном обществе. Хорошее знание языков и культур разных народов, способствует духовному обогащению человека, развивает его чувства и интеллект. В целом, билингвальная основа сознания и мировоззрения современного человека, позволяет ему быть открытой личностью, готовой к гармоничному взаимодействию с окружающим миром, способной адекватно воспринимать разнообразие национальных культур, понимать их особенности, быть готовой к продуктивному диалогу.

Ключевые слова: социальная педагогика, социальное воспитание, билингвизм, личность, сознание и мировоззрение человека, мировое поликультурное сообщество.

 

Литература:

  1. Аитов В.Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов (на примере неязыковых факультетов педагогических вузов): дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / Аитов Валерий Факильевич – Санкт-Петербург, 2007. – 18 с.
  2. Галагузова Минненур Ахметхановна Социальная педагогика в России: история и современность // Педагогическое образование в России. 2014. — № 4. — С. 205 – 208.
  3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 336 с.
  4. Евдокимова, М.Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационной технологии (технический вуз, английский язык): автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 / Евдокимова Марина Германовна. – М.: 2007. – 49 с.
  5. Егорычев А.М., Буксикова О.Б Россия перед вызовами XXI века: контекст роста значимости образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. — №11 (74). — С. 13-17.
  6. Егорычев А.М. Традиции и инновации в мировой системе образования: поиск оптимального варианта // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2013. — № — С. 129-141.
  7. Кертаева Г.М., Мардахаев Л.В. Формирование деонтологической направленности сознания будущих педагогов // ЦИТИСЭ. 2015. — № — С. 17.
  8. Князькова Е.А., Береза Н.А., Квитковская А.А. Проблемы и возможности молодого ученого в современной России // Интеграция вузовской науки в систему социальных институтов: российский и американский опыт: матер. круглого стола с международным участием / под ред. Т.К. Ростовской, А.М. Егорычева. 2018. — С. 97-99.
  9. Мардахаев Л.В. Социализирующая ситуация развития личности как явление и процесс: социально-педагогический анализ // ЦИТИСЭ. 2017. — №2 (11). — С. 14.
  10. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательство РГСУ, 2013. – 416 с.
  11. Мардахаев Л.В., Цуникова Т.Г. Методологические основы формирования социально-адаптивной составляющей профессиональной подготовки в высшей школе // ЦИТИСЭ. 2015. — № — С. 31.
  12. Салехова Л.Л. Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей педагогической школе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.00 / Салехова Ляйля Леонардовна. – Казань, 2007. – 24 с.
  13. Федосеева И.А. Аксиологические основы: выражения современной парадигмы отечественного образования // Интеграция вузовской науки в систему социальных институтов: российский и американский опыт: матер. круглого стола с международным участием / под общей редакцией Т.К. Ростовской, А.М. Егорычева. 2018. — С. 79-86.
  14. Федосеева И.А. К вопросу о качестве высшего образования в современном российском обществе // ЦИТИСЭ. 2016. — №3 (7). — С. 26.
  15. Федосеева И.А. Теоретические подходы к построению стратегии развития высшего образования // Социальная педагогика. Научно-практический журнал для социальных работников и педагогов. 2015. — № 1. — С. 71-75.
  16. Халяпина Л.П. Методическая система формирования поликультурной языковой личности посредством Интернет-коммуникации в процессе обучения иностранным языкам: дис. … д-ра. пед. наук: 13.00.02 / Халяпина Людмила Петровна. – Санкт-Петербург, 2006. – 426 с.
  17. Цатурова И.А. Многоуровневая личностно ориентированная система языкового образования в высшей технической школе: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / Цатурова Ирина Андреевна. – М., 1995. – 36 с.
  18. Шимановская Я.В. Актуализация духовно-нравственного воспитания студентов // Человеческий капитал. 2010. — № 6 (18). — С. 126-129.
  19. Шубин С.В. Мотивация овладения иностранным языком в условиях билингвального обучения в вузе. – СПб, 2008. – С. 44-45.